Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф,
судей Гаиткуловой Ф.С,
Якуповой Н.Н,
при секретаре Мингазовой Л.Ф,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Мальцевой И.Ф. на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 октября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Мальцевой ИФ, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей Мальцева ЮМ и Мальцевой ЕМ о признании незаконным постановления Главы администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан N 1030 от 17 августа 2018 года и обязании Администрацию ЗАТО Межгорье восстановить ее в качестве претендующего на получение выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Межгорье в прежней очередности, отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мальцева И.Ф, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей Мальцева Ю.М. и Мальцевой Е.М. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа ЗАТО г..Межгорье о признании незаконным постановления Главы администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан N 1030 от 17 августа 2018 года. В обоснование административного иска указала, что 30 апреля 2002 года ее мать Магафурова М.Н. была поставлена на учет в качестве претендующего на получение выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г..Межгорье Республики Башкортостан. Она была включена в список граждан претендующих на получение указанной выплаты в качестве члена семьи заявителя (дочь) Магафуровой М.Н. Согласно решению Белорецкого межрайонного суда от 14 июня 2017 года ее сын Мальцев Ю.М. (внук Магафуровой М.Н.) был признан членом семьи заявителя Магафуровой М.Н, был включен в список граждан, претендующих на получение указанной выплаты. 23 июля 2017 года Магафурова М.Н. умерла. 16 февраля 2018 года она вступила в наследство, является единственным наследником квартиры по адресу: адрес. 16 декабря 2017 года у нее родилась дочь Мальцева Е.М, которая зарегистрирована по указанному адресу. По настоящее время она и ее дети: Мальцев Ю.М, Мальцева Е.М. проживают совместно в ЗАТО г..Межгорье. Связи с производством в ЗАТО г..Межгорье она не имела и не имеет, так как включена в список граждан претендующих по получение социальной выплаты, как того требует закон ФЗ 3297-1 от 14 июля 1992 года "О закрытом административно-территориальном образовании". 09 августа 2018 года она обратилась в отдел по учету и распределении жилья Администрации ГО ЗАТО г..Межгорье с заявлением о переоформлении учетного дела Магафуровой М.Н. на ее имя, согласно п. 2.3 ст. 7 ФЗ 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании". Однако постановлением Главы Администрации ЗАТО г..Межгорье N1030 от 17 августа 2018 года ей было отказано. Считает данное постановление незаконным, неверным.
Ей было отказано, в связи с несоответствием требованию абзацу 5 п. 2.1 ст. 7 ФЗ 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании". Однако она и члены ее семьи постоянно проживают на территории ЗАТО и не имеют жилых помещений за границами данного ЗАТО, что подтверждаются материалами учетного дела. Доводы специалиста Администрации ЗАТО г..Межгорье и отказ в переоформлении учетного дела в связи с отсутствием у нее стажа работы на предприятиях ЗАТО не менее 15 лет, считает несостоятельными, т.к. она была включена в список граждан претендующих на получение выплаты еще будучи школьником, как член семьи заявителя Магафуровой М.Н. Она не может иметь стаж работы не менее 15 лет, хотя бы в силу того, что она 1986 года рождения, очно обучалась в ВУЗе. Кроме того, в случаях ее трудоустройства на предприятиях ЗАТО г..Межгорье, она бы была исключена из списков граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО. Считает, что согласно п. 2.3 ст. 7 ФЗ 3297-1 "О закрытом административно- территориальном образовании" за членами семьи сохраняется право на получение социальной выплаты с сохранением очередности в случаях, если члены семьи постоянно проживают на территории ЗАТО и не имеют жилых помещений за границами данного ЗАТО. Применение положений абзацев 2-4 п. 2.1 ст. 7 ЗФ 3297-1 к членам семьи, в случае перехода права на получения социальной выплаты в связи со смертью заявителя, противоречат смыслу и назначению п. 2.3 ст. 7 Закона, ухудшает положение членов семьи, приводит к нарушению их прав на социальную поддержку со стороны государства. Таким образом, считает, что к ней не применимы положения абзаца 2 п. 2.1 ст. 7 Закона, она сохранила очередность предоставления социальной выплаты.
Просит признать постановление Главы Администрации ЗАТО Межгорье города N1030 от 17 августа 2018 года незаконным, обязать Администрацию ЗАТО Межгорье восстановить ее в качестве претендующего на получение выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Межгорье в прежней очередности.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Мальцевой И.Ф. ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, приводятся доводы, аналогичные доводам, изложенным в административном иске.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации ЗАТО г. Межгорье РБ Кокушкину Н.В, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее Закон о ЗАТО) закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о ЗАТО на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования.
Государственная поддержка, предусмотренная п. 2 ст. 7 Закона о ЗАТО осуществляется в случае, если граждане, указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, и члены их семей постоянно проживают на территории закрытого административно-территориального образования и не имеют жилых помещений за границами данного закрытого административно-территориального образования (п. 2.1 ст. 7 Закона о ЗАТО).
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона о ЗАТО на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования (далее - социальная выплата).
Как установлено судом и следует из материалов дела 09 августа 2018 года Мальцева И.Ф. обратилась в Администрацию ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан с заявлением о переводе на неё учетного дела в связи со смертью ее матери Магафуровой М.Н, членом семьи которой она являлась.
Постановлением главы администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан N 1030 от 17 августа 2018 года Мальцевой И.Ф. отказано в постановке на учет в качестве претендующего на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан после смерти первоначального заявителя Магафуровой М.Н, Магафурова М.Н. снята с учета граждан претендующих на получение социальной выплаты и исключена из списка граждан претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан с составом семьи: дочь Мальцева И.Ф, внук Мальцев Ю.М. (л.д.7).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан N 1030 от 17 августа 2018 года принято в соответствии с требованиями закона, нарушения прав административного истца не повлекло.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда.
01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 454-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан", пунктом 1 статьи 3 которого установлено, что граждане, поставленные на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты.
Согласно пункту 2.1 статьи 7 Закона о ЗАТО в настоящее время государственная поддержка осуществляется в отношении граждан, прекративших трудовые или служебные отношения с расположенными на территории закрытого административно-территориального образования организациями, указанными в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, государственными, муниципальными организациями или организациями, доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в уставном капитале которых составляет не менее 50 процентов, по основаниям, не связанным с виновными действиями работника или служащего, или в связи с назначением пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Стаж работы или службы граждан в указанных организациях должен составлять не менее 15 лет; граждан, признанных инвалидами вследствие увечья или профессионального заболевания, связанных с исполнением трудовых (должностных) обязанностей в организациях, указанных в абзаце втором настоящего пункта; членов семей граждан, погибших в результате несчастного случая на производстве в организациях, указанных в абзаце втором настоящего пункта, или умерших вследствие профессионального заболевания, связанного с исполнением трудовых (должностных) обязанностей в указанных организациях. Вдовам (вдовцам) погибших (умерших) граждан социальная выплата может быть предоставлена до повторного вступления в брак.
Государственная поддержка, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в случае, если граждане, указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, и члены их семей постоянно проживают на территории закрытого административно-территориального образования и не имеют жилых помещений за границами данного закрытого административно- территориального образования.
Для целей настоящего Закона членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие (проживавшие) совместно с ним супруг (супруга), дети, родители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут (вели) с ним общее хозяйство.
Не имеющими жилых помещений за границами закрытого административно-территориального образования признаются граждане, не являющиеся нанимателями расположенных за его границами жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма либо собственниками расположенных за его границами жилых помещений (долей в праве собственности на жилые помещения) или членами семьи собственника такого жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение)".
Из материалов дела следует, что 30 апреля 2002 года Магафурова М.Н. на основании заявления поставлена на учет граждан претендующих на получение жилого помещения за пределами ЗАТО Межгорье имея стаж работы в организациях, расположенных в ЗАТО Межгорье 11 лет и 6 месяцев. В состав семьи входила дочь - истец Магафурова (ныне Мальцева) И.Ф.
Согласно выписке из постановления Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 15 февраля 2016 года N199 Магафурова М.Н, с составом семьи: дочь - Мальцева ИФ, дата года рождения, признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой подпрограммы "Жилище" на 2015-2020 года.
Согласно учетному делу N117/3, Мальцев Ю.М, 2014 года рождения (сын истца) является членом семьи Магафуровой М.Н, о чем в учетное дело внесены соответствующие дополнения.
Согласно свидетельству о смерти от 28 июля 2017 года, Магафурова М.Н. умерла 23 июля 2017 года.
Отказывая административному истцу в постановке на учет в качестве претендующего на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан администрация ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан исходила из того, что истец не соответствует вышеуказанным требованиям Закона о ЗАТО, она не имеет стаж работы или службы в указанных в п. 2 ст. 7 Закона о ЗАТО, организациях, который должен составлять не менее 15 лет, не относится к гражданам, признанным инвалидами вследствие увечья или профессионального заболевания, связанных с исполнением трудовых (должностных) обязанностей в организациях, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона, не относится как член семьи Магафуровой М.Н, которая погибла в результате несчастного случая на производстве в организациях, указанных в абз. 2, и не умерла вследствие профессионального заболевания, связанного с исполнением трудовых (должностных) обязанностей в указанных организациях.
Между тем, признавая правомерным данное постановление администрации ЗАТО г. Межгорье, суд не учел, что требования указанные в абзацах втором-четвертом п. 2.1 ст. 7 Закона о ЗАТО предъявляются к гражданам, обратившимся с заявлением о получении социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования.
Магафурова М.Н. при постановке на учет данным требованиям соответствовала, в связи с чем, постановлением N199 от 15 февраля 2016 года признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы (л.д.81) и заявлением от 29 июня 2017 года подтвердила свое согласие на получение в 2018 году социальной выплаты в целях приобретения жилого помещения за пределами ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан (л.д. 84).
К членам семьи, гражданина, обратившегося с заявлением о получении социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования согласно абзаца 5 пункта 2.1 ст. 7 Закона о ЗАТО предъявляются требования о постоянном проживании на территории закрытого административно-территориального образования и отсутствие жилых помещений за границами данного закрытого административно-территориального образования.
Согласно пункту 2.3 статьи 7 Закона о ЗАТО в случае смерти (гибели) гражданина, состоявшего на учете в качестве гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, за членами его семьи сохраняется его очередность при условии, что указанные члены семьи соответствуют требованиям, предусмотренным абзацем пятым пункта 2.1 настоящей статьи. Вдова (вдовец) указанного гражданина сохраняет право состоять на данном учете до повторного вступления в брак.
Мальцева И.Ф. является наследником умершей Магафуровой М.Н, она приняла наследство после её смерти, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 16 февраля 2018 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 14 августа 2018 года Мальцевой И.Ф. на праве собственности принадлежит квартира по адресу: адрес (л.д.102).
Данные о том, что за пределами ЗАТО Межгорье она имеет жилые помещения, отсутствуют.
Уведомлениями N00-00-4001/5772/2018-5821 от 13 августа 2018 года и N00-00-4001/5772/2018-5557 от 14 августа 2018 года подтверждается отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости информации о правах на имеющиеся объекты недвижимости в отношении несовершеннолетних детей административного истца (л.д.104-106).
Мальцева И.Ф, как член семьи умершей матери Магафуровой М.Н, состоявшей на учете в качестве гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, соответствует требованиям абз. 5 п. 2.1 Закона о ЗАТО, поскольку она с несовершеннолетними детьми постоянно проживают на территории ЗАТО Межгорье, жилых помещений за границами данного ЗАТО не имеют, следовательно, отказ административного ответчика в постановке её на учет в качестве претендующего на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО Межгорье после смерти матери, состоявшей на таком учете, не может быть признан законным и обоснованным.
Довод ответчика и вывод суда о том, что Мальцева И.Ф. также должна соответствовать требованиям абзацев 2-4 п. 2.1 ст. 7 Закона о ЗАТО, основаны на неверном толковании норм материального права.
В указанных нормах приведены категории граждан, которые вправе претендовать на государственную поддержку, предусмотренную п. 2 указанной статьи, при соответствии которым они ставятся на учет на получение социальной выплаты, и эти требования не могут распространяться на членов семьи ранее поставленного на такой учет гражданина, умершего до получения такой социальной выплаты.
В целях защиты прав членов семьи такого лица, законодатель в п. 2.3 ст. 7 Закона о ЗАТО установилспециальную норму, согласно которому за членами семьи умершего (погибшего) гражданина, состоявшего на учете в качестве гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, сохраняется такое же право при соответствии их только требованиям, предусмотренным абз. 5 п. 2.1 ст. 7 Закона, а именно они должны проживать на территории ЗАТО и не иметь жилых помещений за границами данного ЗАТО.
Предъявление к ним требований о соответствии их положениям абз. 2-4 п. 2.1 указанной статьи умалило бы их положение, привело бы к нарушению прав на социальную поддержку со стороны государства.
В частности, малолетние члены семьи такого гражданина, поставленного на учет на получение такой социальной выплаты, после его смерти в любом случае не могут соответствовать таким требованиям, что означало бы лишение их права на получение социальной выплаты, гарантированного государством. Матери истца Магафуровой М.Н, состоявшей на таком учете с 2002 года, в течение 15 лет и до её смерти так и не была предоставлена такая социальная гарантия.
Иное толкование указанных норм права противоречило бы смыслу и назначению п. 2.3 ст. 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
При таком положении решение суда подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении административных требований Мальцевой И.Ф.
Руководствуясь ст. ст. 307-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 октября 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Мальцевой Илюзы Фанилевны удовлетворить.
Признать незаконным постановление Главы администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан N 1030 от 17 августа 2018 года.
Обязать Администрацию ЗАТО Межгорье восстановить Мальцеву Илюзу Фанилевну в качестве претендующего на получение выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Межгорье в прежней очереди.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Ф.С. Гаиткулова
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.