Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Нестеровой М.В,
судей Озерова С.А, Косарева И.Э,
с участием прокурора Кичаевой О.А,
при секретаре Фарафонтовой И.И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены исковые требования Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Гуркина Александра Леонидовича к администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Нестеровой М.В, объяснения представителя администрации МО "Выборгский район" по доверенности Сорокиной С.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Ленинградской области по доверенности Яковлевой Н.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы представителя администрации МО "Выборгский район", возражения Гуркина А.Л, заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Кичаевой О.А, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Выборгский городской прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов Гуркина Александра Леонидовича обратился в Выборгский городской суд с иском к администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области, в котором просил обязать ответчика предоставить Гуркину А.Л. отдельное благоустроенное жилое помещение в границах города Выборга Ленинградской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства во внеочередном порядке по договору социального найма, общей площади не менее нормы предоставления на территории города Выборга Ленинградской области на одного человека.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе осуществления прокурорской проверки было выявлено нарушение жилищных прав Гуркина А.Л. В ходе проведенной проверки было установлено, что Гуркин А.Л. является инвалидом с детства 2 группы бессрочно, в соответствии со справкой ГКУЗ "ЛОПНД от ДД.ММ.ГГГГ N имеет тяжелую форму хронического заболевания, которое входит в Перечень тяжелых фоом заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
В настоящее время Гуркин А.Л. зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес", занимает комнату в коммунальной квартире, площадью 20,8 кв.м. При этом Гуркин А.Л. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а с ДД.ММ.ГГГГ включен в список на внеочередное предоставление жилой площади, как лицо, страдающее тяжелой формой хронических заболеваний и имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью и на дополнительную жилую площадь при предоставлении жилого помещения.
Однако до настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено, что является нарушением конституционных прав на жилище.
В суде первой инстанции помощник Выборгского городского прокурора Тайдакова И.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области - Сорокина С.С, а также представитель третьего лица Правительства Ленинградской области - Яковлева Н.Н. исковые требования не признали, полагали, что у Гуркина А.Л. отсутствуют основания для предоставления жилого помещения.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Гуркина Александра Леонидовича к администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворены.
Суд обязал администрацию муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области предоставить Гуркину А.Л. отдельное благоустроенное жилое помещение в границах города Выборга Ленинградской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства во внеочередном порядке по договору социального найма, общей площади не менее нормы предоставления на территории города Выборга Ленинградской области на одного человека.
Представитель администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области не согласился с законностью и обоснованностью принятого решения суда, представил на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъекта РФ, либо жилое помещение предоставляется за счет субъекта РФ.
Также полагает, что признание истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также включение истца в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, само по себе не влечет возникновение права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации МО "Выборгский район", представитель Правительства Ленинградской области поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение по изложенным основаниям.
Гуркин А.Л. полагал решение законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, явившихся в суд апелляционной инстанции, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N Гуркин А.Л. поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма при администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области составом семьи 1 человек.
Постановлением администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N Гуркину А.Л. предоставлено жилое помещение в виде одной комнаты жилой площадью 20,8 кв.м. в коммунальной квартире, расположенной по адресу: "адрес", по договору найма жилого помещения маневренного фонда.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной ГКУЗ "ЛОПНД" усматривается, что Гуркин Л.А. имеет тяжелую форму хронического заболеван6ия, которое входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Разрешая требования Выборгского городского прокурора "адрес" в интересах Гуркина Л.А, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, указав, что у ответчика имеются основания для обеспечения Гуркина Л.А. жилым помещением во внеочередном порядке, поскольку истец не был обеспечен жилым помещением в соответствии с действующим законодательством.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 года N 859 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" с 1 января 2018 года признаны утратившими силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Действительно, с 1 января 2018 года действуют Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года N 987н, а также Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 года N 991н.
В ходе рассмотрения дела установлено, что заболевание, которым страдает Гуркин А.Л, не включено в Перечни заболеваний, утвержденные Приказами Минздрава России N 987н и N 991н, однако следует учитывать, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением возникло у Гуркина А.Л. до изменения действующего законодательства, которое не было реализовано.
Внеочередной характер обеспечения жилым помещением предполагает немедленную реализацию данного права после его возникновения.
Как указывалось выше, Гуркин А.Л... был признан нуждающимся в жилом помещении, но фактически жилое помещение не предоставлено.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на администрацию Выборгского района обязанности предоставить Гуркину А.Л. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, в связи с тем, что он признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения и малоимущим.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделан в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Довод жалобы о том, что администрация Выборгского района является ненадлежащим ответчиком и не обладает полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, судебная коллегия находит несостоятельным.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Соответственно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, но не путем внеочередного предоставления жилого помещения органом власти субъекта.
Поскольку истец встал на жилищный учет по установленному ЖК РФ основанию, он подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, при этом возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 551-О-О следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В отношении категории лиц, к которой относится Гуркин А.Л. вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда Ленинградской области) жилое помещение ему не может быть предоставлено.
При этом отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда, не может лишить этих граждан права на получение жилья вне очереди, поэтому к данным правоотношениям должны применяться нормы пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном понимании и толковании норм права, о незаконности оспариваемого решения не свидетельствуют, основаниями к его отмене служить не могут.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Гуркин А.Л. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, общей площади не менее нормы предоставления на территории г. Выборга.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, то обстоятельство, что указанное лицо не было обеспечено органом местного самоуправления жилым помещением до ДД.ММ.ГГГГ не может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее ответчика от исполнения обязанности, которая была возложена на него законом, поскольку акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, изменение законодательства не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Принимая во внимание то обстоятельство, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено, суд первой инстанции, с учетом положений, предусмотренных ч. 7 ст. 57 ЖК РФ, правомерно возложил на ответчика обязанность предоставить Гуркину А.Л. жилое помещение, поскольку в силу ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, а поэтому довод подателя жалобы о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятелен и противоречит закону.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам находит, что доводы апелляционной жалобы не содержат указания на новые обстоятельства, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, не указывают на наличие правовых оснований к отмене решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Таким образом, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены и изменений по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Основания к отмене или изменению решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Судья Вериго Н.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.