Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Стаховой Т.М, Чуфистова И.В.
при секретаре Зимиревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 октября 2018 года административное дело N2а-2021/2018 по апелляционной жалобе С.В.П. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 17 мая 2018 года по административному исковому заявлению С.В.П. к призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа "Светлановское" о признании незаконным решения, бездействия, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Козелько А.П, действующего на основании доверенности от 2 декабря 2016 года сроком на 3 года; представителя административного ответчика призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа "Светлановское", Егорова С.В, действующего на основании доверенности от 14 июня 2018 года сроком по 31 декабря 2018 года; представителя административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат г.Санкт-Петербурга" Егорова С.В, действующего на основании доверенности от 31 мая 2018 года сроком по 31 мая 2019 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.В.П. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа "Светлановское", в котором просил признать незаконными:
- действие, выразившееся в принятии 23 ноября 2017 года решения N344 о направлении его на дополнительное медицинское обследование в СПБ ГБУЗ "Городская больница N26;
- бездействие, выразившееся в уклонении от принятия решения, предусмотренного статьей 25 Федерального закона Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решения (об освобождении от призыва на военную службу) решения (об освобождении от призыва на военную службу) при отсутствии к тому объективных причин.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права С.В.П. просил обязать призывную комиссию, осуществляющую призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа "Светлановское", определить категорию годности к военной службе и принять решение, предусмотренное статьей 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решения (об освобождении от призыва на военную службу).
В обоснование заявленных требований С.В.П. указал, что административным ответчиком необоснованно принято решение о направлении его на дополнительное медицинское обследование в СПб "Городская больница N26" и не принято решение об освобождении его от военной службы по состоянию здоровья. По мнению административного истца, оспариваемые действие и бездействие противоречат Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Постановлению Правительства Российской Федерации N565 от 04 июля 2014 года "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", Постановлению Правительства Российской Федерации N663 от 11 ноября 2006 года "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", Приказу Министра обороны РФ от 02 октября 2007 года N400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" (вместе с "Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе") и влекут за собой нарушение его права на освобождение от военной службы по призыву по состоянию здоровья.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 17 мая 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе С.В.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и не проверена законность процедуры принятия решения, проигнорированы доводы административного истца о том, что медицинское освидетельствование С.В.П. не было окончено и заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан не выносилось.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец и заинтересованное лицо- врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу Гургенидзе М.Ж, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заказным письмом с уведомлением.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно части 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуника-ционной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Об отложении дела административный истец и заинтересованное лицо не просили и доказательства уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
С.В.П, "дата" года рождения, состоит на учете в Военном комиссариате Санкт-Петербурга по Выборгскому району.
В осенний призыв 2017 года С.В.П. проходил медицинское освидетельствование в призывной комиссии.
23 ноября 2017 года Военным комиссариатом Выборгского района Санкт-Петербурга С.В.П. выдано направление на прохождение обследования в СПб ГБУЗ Городская поликлиника N26 Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьёй 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
-воинский учет;
-обязательную подготовку к военной службе;-призыв на военную службу; -прохождение военной службы по призыву; -пребывание в запасе; -призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. На призывную комиссию в соответствии с пунктом 1 статьи 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: -о призыве на военную службу, -о направлении на альтернативную гражданскую службу, -о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, -об освобождении от призыва на военную службу, -о зачислении в запас, - об освобождении от исполнения воинской обязанности.Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
От призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.Согласно пункту 1 статьи 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.В силу пункта 1 статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. В соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
При этом, согласно пункту 4 статьи 5.1 названного Закона в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе (далее Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 N 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
На основании пункта 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п.п. 6, 11 Положения).
Согласно пункту 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Пунктом 20 Положения установлено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина. В случае, если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
В личном деле призывника С.В.П. отсутствует заключение врачей-специалистов, на основании которого С.В.П. направлялся 23 ноября 2017 года на обследование в СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N26 Санкт-Петербурга".
При таких обстоятельствах, решение призывной комиссии от 23 ноября 2017 года N344 о направлении С.В.П. на дополнительное медицинское обследование в СПБ ГБУЗ Городская больница N26 не может быть признано законным.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии бездействия административного ответчика, выразившееся в уклонении от принятия решения, предусмотренного статьей 25 Федерального закона Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решения (об освобождении от призыва на военную службу) решения (об освобождении от призыва на военную службу), поскольку бездействие может быть признано незаконным, если административный ответчик имел возможность совершить необходимые действия и принять решение, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы административного истца.
Как следует из личного дела призывника, в период осеннего призыва 2017 года С.В.П. не прошел медицинское освидетельствование всех врачей специалистов, в связи с чем ему не могла быть выставлена категория годности, и следовательно, принято решение об освобождении его от призыва на военную службу.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 17 мая 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении административного иска С.В.П. о признании незаконным действия призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа "Светлановское", выразившееся в принятии 23 ноября 2017 года решения N344 о направлении С.В.П. на дополнительное медицинское обследование в СПБ ГБУЗ Городская больница N26.
Признать незаконным решение призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа "Светлановское" от 23 ноября 2017 года N344 о направлении С.В.П. на дополнительное медицинское обследование в СПБ ГБУЗ Городская больница N26.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.