Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Стаховой Т.М, Головкиной Л.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 октября 2018 года административное дело N 2а-1552/18 по апелляционной жалобе Ковалис В. Ф. на решение Петродворцового районного суда Санкт- Петербурга от 23 июля 2018 года по административному исковому заявлению Ковалис В. Ф. к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилищных помещениях.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
Выслушав объяснения представителя административного истца Ковалис В.Ф. - Евдокимова А.М, представителя административного ответчика администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга - Дементьевой И.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ковалис В.Ф. обратилась в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение (уведомление) администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга N01-22-673/18-0-0 от 3 мая 2018 года об отказе в принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, возложить на административного ответчика обязанность принять Ковалис В.Ф. на названный учет.
Решением Петродворцового районного суда Санкт- Петербурга от 23 июля 2018 года отказано в удовлетворении требований Ковалис В.Ф.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец не явилась, извещена судом заблаговременно (5 октября 2018 года) и надлежащим образом (телефонограммой лично) о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известила, об отложении рассмотрения спора не ходатайствовала, представление своих интересов доверила представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Ковалис В.Ф.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 30 марта 2018 года Ковалис В.Ф. обратилась в администрацию Петродворцового района с заявлением о принятии ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно справке для доклада на районной жилищной комиссии, заявление Ковалис В.Ф. было рассмотрено на заседании районной жилищной комиссии 27 апреля 2018 года, по результатам рассмотрения было принято решение об отказе в его удовлетворении в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Уведомлением за подписью заместителя главы администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от 3 мая 2018 года N01-22-673/18-0-0 Ковалис В.Ф. извещена об отсутствии оснований для принятия ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку из представленных ею документов следует, что заявителем были совершены направленные действия по ухудшению своих жилищных условий в срок менее 5 лет до момента обращения.
Полагая приведенный отказ незаконным, Ковалис В.Ф. в административном иске ссылалась на то, что снята с регистрации по месту жительства по решению суда, в связи с чем, нельзя говорить о совершении ею намеренных действий по ухудшению жилищных условий.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об отсутствии у администрации района оснований для постановки административного истца на учет нуждающихся, в связи с наличием обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении Ковалис В.Ф. жилищных условий в срок менее 5 лет до даты обращения.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда постановлены в пределах заявленных требований, основаны на правильном применении к спорным правоотношениям требований статьи 51, частей 4, 5 статьи 50, пункта 3 части 1 статьи 54, статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Закона Санкт - Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт - Петербурге", что подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно частям 1 - 3 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
На основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Санкт-Петербург, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установилв своем законе определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам.
Предметом правового регулирования Закона Санкт-Петербурга N 407-65 являются общественные отношения, связанные с механизмом реализации права на жилище жителей Санкт-Петербурга, а именно: законодателем субъекта Российской Федерации определен порядок и условия предоставления жилых помещений жителям города Санкт-Петербурга по договорам социального найма из жилищного фонда Санкт-Петербурга; порядок признания жителей Санкт-Петербурга малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что согласуется с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 предусмотрено, что отказ в принятии на учет допускается в случаях, установленных Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.
Таким образом, при разрешении вопроса о постановке граждан на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, правовое значение имеет их жилищная обеспеченность и установление факта несовершения действий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Критерием намеренного ухудшения жилищных условий служит отсутствие объективных причин для совершения действий, приведших к созданию положения, вследствие которого гражданин признается нуждающимся в предоставлении жилого помещения или денежных средств на его приобретение за счет средств бюджета.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за членами семьи собственника приватизированного жилого помещения в случае отказа от приватизации сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением, так как на приватизацию этого жилого помещения необходимо было их согласие, без которого она была бы невозможна.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 1972 год по 2017 год Ковалис В.Ф. была зарегистрирована в "... " квартире жилой площадью 27,70 кв.м, общей - 42,7 кв.м, по адресу "адрес".
Данная квартира на основании ордера N... от 16 марта 1971 года была предоставлена Ковалис В.Ф, с правом на площадь членов ее семьи: К.В.И. (дочь), К.И.П. (сын).
Распоряжением администрации Петродворцового района от 2 сентября 2009 года N1465 квартира передана в собственность К.В.И. на основании договора N952/6-19301-2009 от 2 сентября 2009 года о безвозмездной передаче квартиры в собственности граждан. Ковалис В.Ф. от участия в приватизации жилого помещения отказалась.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 16 ноября 2017 года по делу N... удовлетворены требования К.В.И. Решением суда Ковалис В.Ф. признана утратившей право пользования жилым помещением - "адрес", со снятием ее с регистрационного учета.
Как следует из названного решения суда, Ковалис В.Ф. от участия в рассмотрении спора уклонилась, решение суда в установленном порядке не обжаловала, то есть своими действиями фактически признала требования искового заявления.
При таком положении, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что Ковалис В.Ф. были совершены действия, которые могут быть расценены как направленные на намеренное ухудшение своих жилищных условий.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что поскольку действия Ковалис В.Ф. по снятию с регистрации по месту жительства, где она была обеспечена жилым помещения, а также ее добровольный отказ от права пользования указанным жилым помещением привели к ухудшению ею своих жилищных условий, то есть к искусственному созданию нуждаемости в жилье, то у административного ответчика не возникло права и обязанности по принятию истца на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия учитывает, что они в полной мере повторяют позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном объеме. Оснований для иной оценки обстоятельств дела судебная коллегия не находит.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. Решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 23 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.