Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Стаховой Т.М. Чуфистова И.В.
при секретаре Зимиревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 декабря 2018 года административное дело N2а-1799/18 по апелляционной жалобе Мясникова А. В. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 августа 2018 года по административному исковому заявлению Мясникова А. В. к Управлению по вопросам миграции Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании отказа в государственной регистрации по месту пребывания незаконным.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административных ответчиков Николашкиной О.В, действующей на основании доверенности от 06 февраля 2018 года сроком до 31 декабря 2018 года, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Мясников А. В. обратился в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконным отказ СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления услуг" в предоставлении государственной услуги по регистрации учета граждан Российской Федерации по месту пребывания;
-обязать СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления услуг" зарегистрировать Мясникова А.В. по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, г.Пушкин, Петербургское шоссе, д.13/1, кв.91.
В обоснование заявленных требований Мясников А.В. указал, что 03 мая 2018 года обратился в СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления услуг" с заявлением о регистрации по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". 11 мая 2018 года в предоставлении государственной услуги ему было отказано, поданные документы возвращены. По мнению административного истца, отказ в регистрации по месту пребывания является незаконным, нарушает его права, свободы и законные интересы, наносит моральный и материальный ущерб, поскольку он является инвалидом 2 группы, ему необходимо приобретать лекарственные препараты, а Пенсионный фонд прекратил выплату пенсии из-за отсутствия регистрации в г.Санкт-Петербурге (л.д.3-4).
Определениями Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 июня 2018 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика на Управление по вопросам миграции Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее УВМ ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области) и административное дело передано для рассмотрения по подсудности в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга, определением которого от 13 июля 2018 года дело принято к производству и к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области) (л.д.99, 101-102,107).
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано (л.д.142-148).
В апелляционной жалобе Мясников А.В. просит решение отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, поскольку судебные заседания неоднократно откладывались по ходатайству административного ответчика, вместе с тем его ходатайство о переносе судебного заседания 06 августа 2018 года по причине болезни удовлетворено не было, что привело к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению административного истца, сотрудники УВМ ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области преднамеренно признали его паспорт недействительным, поскольку из информации, размещенной на сайте МВД РФ по состоянию на 03 июня 2018 года его паспорт, поданный на регистрацию, среди недействительных не значился (л.д.153-154).
В заседание апелляционной инстанции административный истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со статьёй 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - телефонограммой.
Также в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный истец об отложении дела не просил и доказательств уважительной причины неявки не представил, его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя административных ответчиков, возражавшего против доводов, апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
03 мая 2018 года Мясников А.В. через СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления услуг" обратился в отделение N1 отдела по Пушкинскому району УВМ ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о регистрации по месту пребывания с 04 мая 2018 года по 03 мая 2021 года по адресу: "адрес", и представил документы: паспорт гражданина Российской Федерации серия N.., оформленный 1 апреля 2015 года ОУФМС России по Нижегородской области в Приокском районе г.Нижнего Новгорода на его имя, копию выписки из ЕГРН, лист статистического учета, копию свидетельства о государственной регистрации права.
10 мая 2018 года отделение N1 отдела по Пушкинскому району УВМ ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области возвратило заявление Мясникова А.В. с приложенными документами в СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления услуг" без исполнения в связи с тем, что им представлен недействительный паспорт.
19 июня 2018 года Мясников А.В. обратился с жалобой в ОМВД России по Пушкинскому району г.Санкт-Петербурга на бездействие должностных лиц по вопросу его регистрации по месту пребывания и просил зарегистрировать его по месту пребывания по адресу: "адрес" (л.д.123).
Письмом начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 10 июля 2018 года Мясникову А.В. сообщено, что заключением ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 4 июля 2018 года паспорт гражданина Российской Федерации серия N.., оформленный 1 апреля 2015 года ОУФМС России по Нижегородской области в Приокском районе г.Нижнего Новгорода на его имя, признан выданным в нарушение установленного законом порядка, Мясникову А.В. предложно представить действительный паспорт гражданина Российской Федерации (л.д.138).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что отказ административного ответчика в принятии заявления Мясникова А.В. по месту пребывания является правомерным, поскольку при обращении в нарушение действующего законодательства Мясников А.В. не представил выданный в установленном порядке документ, удостоверяющий личность.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации N5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статьей 3 которого установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Под местом пребывания согласно статье 2 названного Закона понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Процедура регистрации граждан установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской".
Пунктом 9 названных Правил определено, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации N5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и пункта 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; в городах, поселках, сельских населенных пунктах такими органами являются территориальные органы Федеральной миграционной службы.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N699 регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N984 от 31 декабря 2017 года, для регистрации по месту пребывания гражданин представляет заявление о регистрации по месту пребывания по форме N1 (приложение N4 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 41 Административного регламента.
В соответствии с пунктами 41, 41.1 Административного регламента одновременно с заявлением о регистрации по месту пребывания заявитель представляет паспорт либо паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации).
Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации, необходимыми для осуществления регистрационного учета, согласно пункту 5 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются:
-паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
-паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;
-свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
-паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
В Российской Федерации в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N232 введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" установлено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.
Таким образом, из анализа названных законоположений следует, что гражданин Российской Федерации имеет один действующий паспорт гражданина Российской Федерации.
Обращаясь с заявлением о регистрации по месту пребывания, Мясников А.В. представил паспорт серия N.., выданный 01 апреля 2015 года Отделом УФМС по Нижегородской области в Приокском районе города Нижнего Новгорода.
Однако, как следует из объяснений административного ответчика и материалов проверки, на момент обращения с заявлением о регистрации по месту пребывания Мясников А.В. имел 2 паспорта гражданина Российской Федерации:
-паспорт серия N.., выданный 03 февраля 2015 года ТП N1 ОУФМС России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области в связи с достижением 45-летнего возраста, взамен паспорта гражданина Российской Федерации серия N.., выданного 31 мая 2001 года;
-паспорт серия N.., выданный 01 апреля 2015 года ОУФМС России по Нижегородской области в Приокском районе г.Нижнего Новгорода в связи с достижением 45-летнего возраста, взамен паспорта гражданина Российской Федерации N.., выданного 16 января 2004 года (л.д.122-138).
Таким образом, на момент подачи заявления о замене паспорта гражданина Российской Федерации серия N.., выданного 31 мая 2001 года, в связи с достижением 45-летнего возраста, Мясников А.В. также имел два паспорта гражданина Российской Федерации: N.., выданный 31 мая 2001 года, и серия N.., выданный 16 января 2004 года.
Согласно пункту 89 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации предоставление государственной услуги включает следующие административные процедуры:
-прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
-формирование и направление межведомственного запроса;
-рассмотрение документов и принятие решения;
-оформление документов, подтверждающих результат предоставления государственной услуги;
-выдача документов, подтверждающих результат предоставления государственной услуги.
В соответствии с пунктами 58, 58.2 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом.
Поскольку на стадии рассмотрения представленных административных истцом документов административным ответчиком было установлено наличие у Мясникова А.В. двух паспортов гражданина Российской Федерации, при этом представленный на регистрацию паспорт был выдан позднее, что свидетельствовало о выдаче его с нарушением установленного порядка, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обоснованно в соответствии с пунктами 58, 58.2 Административного регламента отказало Мясникову А.В. в приеме заявления о регистрации.
Доводы апелляционной жалобы об обязанности суда первой инстанции отложить судебное разбирательство по заявлению административного истца в связи с его болезнью не основаны на положениях главы 14 и 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, согласно части 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился: 1) кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания; 2) надлежащим образом извещенный административный ответчик, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона является обязательным или признано судом обязательным; 3) представитель лица, участвующего в деле, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное ведение административного дела с участием представителя.
О времени и месте судебного заседания административный истец был извещен надлежащим образом, его явка в судебное заседание не была признана обязательной.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки.
Заявляя ходатайство об отложении судебного разбирательства, административный истец не представил доказательств уважительных причин неявки в судебное заседание (л.д.118-120).
Приложенная к апелляционной жалобе выписка из амбулаторной карты не содержит сведений о Мясникове А.В, а также о лечебном заведении и враче, который сделал запись, о назначенном лечении и о наличии препятствий к явке 6 августа 2018 года в судебное заседание (л.д.155).
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мясникова А. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.