Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г.А. Сахиповой,
судей А.Р. Гаянова, А.В. Мелихова,
при секретаре судебного заседания Р.Р. Галиевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе В.А.Галлямова на решение Ютазинского районного суда Республики Татарстан от 16октября2018 года, которым в удовлетворении его иска к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам Республики Татарстан об оспаривании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и возложении обязанности по ее назначению отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения В.А. Галлямова и его представителя Д.М.Глухова, поддержавших апелляционную жалобу, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам Республики Татарстан С.Г.Камаевой, возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.А. Галлямов обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам РТ об оспаривании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и возложении обязанности по ее назначению.
В обоснование требований указал, что решением ответчика от 3 августа 2018 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа 12 лет 6 месяцев на соответствующих видах работ.
При этом, в специальный стаж не засчитан период его нахождения на службе в рядах Советской Армии. Ввиду того, что предшествующий и последующий периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР он работал на соответствующих видах работ, дающего право на назначение досрочной пенсии, считает, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается к работе с тяжелыми условиями труда и подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
В связи с этим, истец просил суд признать решение об отказе в назначении пенсии незаконным, обязать Управление ПФР по г. Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам РТ включить в специальный стаж период его службы в составе Вооруженных Сил РТ и установить ему досрочную страховую пенсию по старости с 23 июля 2018 года и взыскать с ответчика в свою пользу судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Судом принято решение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права. При этом указывается, что судом неправильно истолкованы положения пункта 109 Постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N690, поскольку они распространяются на все работы, дающие право выхода на досрочную страховую пенсию по старости на льготных условиях.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 названного закона с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 30 закона предписано, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, страховая пенсия по старости также назначается ранее установленного законом возраста, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (подпункт 2 пункта 1 статьи 30 названного закона).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24апреля 1992 года N 272.
Указанным Списком предусмотрена должность монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
Судом установлено, что решением ответчика от 3 августа 2018 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Из специального стажа был исключен период службы в рядах Советской Армии с 31 октября 1981 года по 7 февраля 1984 года.
При этом, в периоды до службы в армии с 18 сентября 1978 года по 26 октября 1981 года В.А.Галлямов осуществлял трудовую деятельность в должности монтера пути в Демской Дистанции пути Куйбышевской железной дороги, а после службы с 11 апреля 1984 года по 27 апреля 1984 года - вдолжности монтера пути в Туймазинской Дистанции пути Куйбышевской железной дороги, которые наряду с другими периодами были включены ответчиком в специальный стаж в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 30 закона, составивший в конечном итоге 10 лет 6 месяцев.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия необходимой продолжительности специального стажа для права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку оспариваемый период службы в составе Вооруженных Сил СССР не приравнивается к работе в должности монтера пути и не включается в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым судом дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту "к" пункта 109 Постановления Совмина СССР от 30 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке начисления и выплаты государственных пенсий", кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (пункт 109 Постановления Совмина СССР от 30 августа 1972 года N 590).
Таким образом, положения подпункта "к" пункта 109, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, могут применяться лишь к лицам, работавшим во вредных и в тяжелых условиях труда до 1января 1992 года, а также к женщинам, работавшим в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью до 1марта 1992 года.
На основании изложенного, учитывая то обстоятельство, что В.А. Галлямов обратился к ответчику с заявлением о включении в специальный стаж периода службы в Советской Армии с 31 октября 1981 года по 7 февраля 1984 года, как работы в должности монтера пути на железнодорожном транспорте и назначении пенсии на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "Остраховых пенсиях", оснований для включения указанного периода в его специальный стаж на основании подпункта "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий у суда не имелось, поскольку должность монтера пути предусмотрена отдельным Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272.
Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах и Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 для учета периодов работ до 1 января 1992 года, должность монтера пути не была поименована ранее, как не предусмотрена и ныне действующим Списком N2.
Таким образом, поскольку спорному периоду службы истца в армии не предшествовали и за ним не следовали периоды работы в тяжелых условиях труда в должностях, предусмотренных указанными выше Списками N1 и N2, суд первой инстанции обоснованно отказал во включении в специальный стаж В.А.Галлямова периода с 31 октября 1981 года по 7 февраля 1984 года, а также в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Нарушений норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ютазинского районного суда Республики Татарстан от 16октября2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу В.А. Галлямова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.