Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г.А. Сахиповой,
судей А.Р.Гаянова, А.В. Мелихова,
при секретаре судебного заседания Р.Р. Галиевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России в Тетюшском районе Республики Татарстан на решение Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 2ноября2018 года, которым удовлетворен иск Ю.Н. Сударева и постановлено:
решение руководителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тетюшском районе Республики Татарстан N 917151/18 от 17.08.2018 г. отменить в части невключения в специальный стаж Ю.Н. Судареву периода военной службы по призыву.
Возложить на ГУ - УПФР по Тетюшскому району обязанность засчитать Ю.Н.Судареву военную службу в Вооруженных Силах СССР с 12.11.1980 г. по 14.12.1982 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с работой в тяжелых условиях труда по списку N2, а также возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию с момента его обращения в ГУ - УПФР по Тетюшскому району, то есть с 06 августа 2018 года.
Взыскать с ГУ - УПФР по Тетюшскому району в пользу Ю.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ю.Н. Сударев обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Тетюшскому району Республике Татарстан о включении периода прохождения службы по призыву в специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию.
В обоснование требований указал, что решением ответчика от 17августа2018 года ему отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 10 лет (для 56 лет). В специальный стаж не включен период прохождения им службы по призыву с 12ноября1980 года по 14декабря1982 года.
Полагая такое решение незаконным, истец просил суд его отменить и возложить на ответчика обязанность засчитать службу в армии в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с работой в тяжелых условиях труда по списку N2, а также возложить на ответчика обязанность назначить пенсию с момента его обращения в УПФР по Тетюшскому району.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывается, что даже при включении в специальный стаж периода военной службы продолжительность стажа истца на соответствующих работах составляет менее требуемых 10 лет.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрены пенсионные льготы монтажникам по монтажу стальных и железобетонных конструкций (позиция 2290000а-14612).
Из материалов дела следует, что 6 августа 2018 года Ю.Н.Сударев обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Решением ответчика от 17 августа 2018 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости Ю.Н.Судареву было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который составил 9 лет. 7 месяцев и 11 дней.
При этом, в специальный стаж истца ответчиком не был зачтен период службы по призыву с 12ноября1980 года по 14декабря1982 года проходил службу по призыву в Вооруженных Силах СССР.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что период службы в рядах Советской Армии подлежит включению в специальных стаж истца, в связи с этим пришел к выводу о наличии у истца достаточного стажа для назначения ему досрочной пенсии по старости с момента обращения.
Данные выводы основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не имеет.
При этом, доводы апелляционной жалобы ответчика о неправомерном применении судом к возникшим правоотношениям положений п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 N 590, отклоняются как несостоятельные.
Так, частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "Остраховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости к лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно подпункту "б" пункта 3 названного постановления Правительства Российской Федерации по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных, в том числе, в абзаце третьем подпункта "б" данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
На момент призыва истца на службу в армию действовало постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", пунктом 109 которого было определено, что в общий стаж работы засчитывались, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к").
Абзацем 14 пункта 109 названного Положения было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16), период службы в составе Вооруженных Сил СССР, указанный в подпункте "к", приравнивается по выбору обратившегося либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Действовавшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20ноября 1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что период прохождения службы по призыву мог быть включен при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" фактически утратило силу в связи с принятием Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 1992 года, который не предусматривал включение в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода прохождения службы в армии по призыву.
Из приведенного выше правового регулирования, а также позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации следует, что федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что период его работы с 29 марта 1983 года по 07 июля 1988 года в должности монтажника 3 разряда по монтажу стальных железобетонных конструкций в Заинском монтажном участке треста "Гидромонтаж" ответчиком включен в специальный стаж. (л.д. 11).
Указанный период следовал непосредственно после службы истца в армии.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права у суда первой инстанции имелись правовые основания для зачета спорного периода в специальный стаж.
С учетом указанного периода на дату обращения с заявлением истец имел специальный стаж более 10 лет, необходимый для назначения пенсии с уменьшением возраста до 56 лет, суд правильно обязал ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости с даты обращения.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального права не допущено, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 2ноября2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России в Тетюшском районе Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.