Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" Вейчука В.В. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2018 г. N 12-274/2018,
установил:
постановлением государственного инспектора Республики Крым отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона ФИО2 от 31 августа 2018 г. N 0060550592/08.1-22/11/2018 Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "Керченский комбинат благоустройства" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2018 г. N 12-274/2018 жалоба МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 31 августа 2018 г. N 0060550592/08.1-22/11/2018 - без изменения.
Не согласившись с принятым решением, представитель МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" Вейчук В.В. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит указанные решение суда от 08 ноября 2018 г. и постановление органа от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что за аналогичное правонарушение, вмененное МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства", решением Керченского городского суда от 09.10.2018 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главного инженера МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" ФИО4 прекращено, в связи с отсутствием в его действиях состава.
Судом первой инстанции также не учтено, что МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения требований действующего законодательства.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителей МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" Вейчука В.В. и Гаврилюк В.А, поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 11.05.2018 г. N 863 и решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 14.05.2018 г, выданного прокуратурой Республики Крым, в период с 16 мая 2018 г. по 22 мая 2018 г. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства", с целью выявления возможных нарушений требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что 16 мая 2018 г. в 13 часов 15 минут МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" по адресу: "адрес", территория городского кладбища "адрес" не соблюдало экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно: на момент проверки отсутствовал проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов; не разработаны приказы, распоряжения об утверждении мест складирования отходов на территории городского кладбища, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также о назначении должностных лиц, ответственных за их эксплуатацию.
Указанные нарушения послужили основанием для составления в отношении МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" протокола об административном правонарушении от 24 мая 2018 г. N 006055 по ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора Республики Крым отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона ФИО2 от 31 августа 2018 г. N 0060550592/08.1-22/11/2018 МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
С данным выводом должностного лица согласился и судья Керченского городского суда Республики Крым.
Однако такие выводы судьи городского суда являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" создано на основании постановления Администрации г. Керчи Республики Крым от 12.12.2014 г. N 6/1-п. Запись о государственной регистрации была внесена в ЕГРЮЛ 08 января 2015 г.
31 октября 2017 г. Администрация г. Керчи приняла постановление N 4254-1-п "О реорганизации муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым " "данные изъяты" в форме присоединения к МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства", передаточный акт от 15 февраля 2018 г.
После завершения процедуры реорганизации МУП МОГОК РК " "данные изъяты" стал неотъемлемой частью предприятия.
Вместе с тем, МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" до начала разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов необходимо было выявить, какие виды отходов образуются в результате осуществления новых видов деятельности и разработать на выявленные отходы паспорта отходов I-IV классов опасности, материалы, обосновывающие отнесение отходов к V классу опасности.
27 апреля 2018 г. МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" был заключен договор на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с ООО " "данные изъяты"" (л.д. 39-40).
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено наличие решения Керченского городского суда Республики Крым от 09 октября 2018 г. N 12-276/2018 в отношении главного инженера МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" ФИО4, возбужденного по тем же обстоятельствам, что и рассматриваемое административное дело.
Усматривается, что решением суда производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главного инженера МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" ФИО4 прекращено, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Данное решение вступило в законную силу 07 ноября 2018 г.
Таким образом, судьей городского суда, с учетом приведенных обстоятельств, не исследованы все имеющиеся по делу доказательства, не выполнены в полном объеме требования ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ в части всестороннего и полного выяснения обстоятельств дела и установления виновности лица в совершении административного правонарушения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с указанным, решение Керченского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2018 г. N 12-274/2018 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения, принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу представителя МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" Вейчук В.В. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2018 г. N 12-274/2018 - удовлетворить частично.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2018 г. N 12-274/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства" - отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.