Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" Велиц А.С. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 ноября 2018 года по делу N 12-328/2018,
установил:
постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от 31 августа 2018 года N 010664/0482 ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 ноября 2018 года по делу N 12-328/2018 жалоба ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" удовлетворена частично, указанное постановление должностного лица от 31 августа 2018 года N 010664/0482 отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Не согласившись с указанным решением, представитель ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" Велиц А.С. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 ноября 2018 года, постановление органа от 31 августа 2018 года отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях учреждения состава административного правонарушения.
Жалоба мотивирована тем, что в материалах дела не имеется доказательств того, что ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителя ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" Полянину О.С, поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 22.06.2018 г N 1135 в период с 03.07.2018 г. по 09.07.2018 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГБОУ "МДЦ "Артек" с целью выявления возможных нарушений требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, исполнения требований земельного законодательства.
По результатам проверки составлен акт от 09.07.2018 г. N 015.
Согласно указанному акту в ходе проведения проверки ФГБОУ "МДЦ "Артек" на земельном участке, расположенном по адресу: Республика Крым, "адрес" выявлены факты несанкционированного размещения отходов, а именно: размещение отходов не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов. Примерные координаты согласно данных Яндекс карты: широта 44.561919° долгота 34.316105°. По морфологическому составу отходы представляли собой отходы от сноса и разборки зданий. Площадь одного из мест размещения отходов составляет 104,3 кв.м, второго - 12,2 кв.м. Также, на данном участке выявлены два места размещения растительных отходов, образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками. Площади мест несанкционированного размещения отходов растительности составили 7,9 кв.м и 176,3 кв.м.
Замеры площадей мест несанкционированных размещений отходов производства и потребления проводились рулеткой измерительной металлической.
Специалистами ГАУ РК "ЦЛАТИ" был произведен отбор проб отходов с целью отнесения их к определенному классу опасности отходов производства и потребления.
В адрес Министерства 12.07.2018 г. из ГАУ РК "ЦЛАТИ" поступили протоколы инструментально-лабораторных измерений проб отходов.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" 20 июля 2018 г. протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ N 010664.
Постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от 31 августа 2018 года N 010664/0482 ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" за нарушение требований статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ.
Отменяя указанное постановление должностного лица и направляя дело на новое рассмотрение, суд первой инстанции указал на то, что должностным лицом учреждению было вменено нарушение ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, а в резолютивной части оспариваемого постановления ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" указано на привлечение по ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ. Также в своем решении суд усмотрел на то, что законному представителю ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" не была обеспечена возможность участвовать при составлении протокола об административном правонарушении, чем нарушены гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
С данными выводами судьи городского суда частично соглашается и суд апелляционной инстанции.
Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве дополнительной гарантии прав участников производства по делам об административных правонарушениях обязательное указание в итоговом процессуальном решении - постановлении по делу об административном правонарушении, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.
В силу своей значимости как документа, порождающего права и обязанности как для лица, привлекаемого к административной ответственности, так и для органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке должно соответствовать по форме и содержанию всем требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении определяет объем инкриминируемых лицу действий и их юридическую квалификацию. Разбирательство дела об административном правонарушении по существу означает выяснение обстоятельств, с которыми связываются такие правовые последствия, как привлечение лица к административной ответственности и наложение административного взыскания.
Из мотивировочной части постановления должностного лица от 31 августа 2018 года N 010664/0482 действительно усматривается, что в нем изложены установленные обстоятельства допущенного ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" правонарушения, квалифицированного государственным инспектором как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в резолютивной же части постановления указано, что учреждение привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ.
Между тем, КоАП РФ не содержит ч. 2 ст. 8.2, а в протоколе об административном правонарушении от 20 июля 2018 г. содержится указание на квалификацию действий ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Таким образом, поскольку вынесенное по делу постановление должностного лица от 31 августа 2018 года N 010664/0482 не соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, что является существенным процессуальным нарушением, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, вывод судьи городского суда об его отмене и направлении дела на новое рассмотрение в орган является обоснованным.
Одновременно, вывод Ялтинского городского суда Республики Крым о том, что законному представителю ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" не была обеспечена возможность участвовать при составлении протокола об административном правонарушении, чем нарушены гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, является несостоятельным.
Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, обеспечивающие соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности, в том числе об участии привлекаемого лица в его составлении.
Таким образом, лицу, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность участвовать при его составлении и пользоваться другими правами, предусмотренными Кодексом.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно представленного дела об административном правонарушении N 010664/0482 (л.д. 47-48), протокол об административном правонарушении N 010664 в отношении ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ составлен 20 июля 2018 г. в присутствии представителя привлекаемого юридического лица - ФИО1, действующего на основании доверенности от 29.12.2017 N 01/26-145, содержащейся в материалах дела.
Как усматривается из текста указанного протокола об административном правонарушении, ФИО1 были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, последним отражены объяснения по сути правонарушения, ФИО1 вручена копия указанного протокола.
Таким образом, ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" было обеспечено соблюдение гарантий, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, а также должностным лицом соблюден установленный законом порядок привлечения юридического лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах из описательно-мотивировочной части судебного акта подлежит исключению вывод судьи о том, что существенным нарушением процессуальных требований является не обеспечение возможности представителю ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" участвовать при составлении протокола об административном правонарушении.
В связи с указанным, имеются основания для изменения решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 ноября 2018 года по делу N 12-328/2018.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу представителя ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" Велиц А.С. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 ноября 2018 года по делу N 12-328/2018 - оставить без удовлетворения.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 ноября 2018 года по делу N 12-328/2018 в отношении ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" - изменить, исключив из его мотивировочной части указание на то, что законному представителю ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" не была обеспечена возможность участвовать при составлении протокола об административном правонарушении N 010664 от 20 июля 2018 года.
В остальной части решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 ноября 2018 года по делу N 12-328/2018 - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.