Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., с участием защитника Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" Музафарова Сейрана Сетмеровича, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" на решение судьи Советского районного суда Республики Крым от 28 ноября 2018 года по жалобе директора Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" Ибрагимовой Натальи Васильевны на постановление начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю ФИО1 N04-07-222/2018 от 04 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю ФИО1 N04-07-222/2018 от 04 октября 2018 года Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" (далее - МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым" Ибрагимова Н.В. обжаловала его в судебном порядке.
Решением судьи Советского районного суда Республики Крым от 28 ноября 2018 года жалоба директора МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым" Ибрагимовой Н.В. на постановление начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю ФИО1 N04-07-222/2018 от 04 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым" оставлена без удовлетворения, постановление начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю ФИО1 N04-07-222/2018 от 04 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым" оставлено без изменения.
Не согласившись с данным решением судьи, МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым" обратилось в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить решение судьи Советского районного суда Республики Крым от 28 ноября 2018 года, прекратить производство по делу, применив положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и заменить административный штраф в размере 50000 рублей на устное замечание. Жалоба мотивирована тем, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей носит неоправданно карательный характер. Заявитель считает, что судьей районного суда при вынесении обжалуемого решения безосновательно не были применены положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Учитывая характер и степень общественной опасности, отсутствие умысла на совершение правонарушения, незначительный срок просрочки платежа (четыре дня), совершение административного правонарушения впервые, заявитель считает, что допущенное административное правонарушение не создало существенной угрозы общественным отношениям в области природоохранного законодательства и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 14 января 2019 года защитник МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым" Музафаров С.С. поддержал требования, изложенные в жалобе, просил их удовлетворить.
Директор МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым" Ибрагимова И.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции 14 января 2019 года не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения защитника МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым" Музафарова С.С, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N7-ФЗ).
Частью 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В силу положений пунктов 1-4 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Из материалов дела усматривается, что в отдел надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю поступила служебная записка главного специалиста отдела разрешительной деятельности, государственной экологической экспертизы и учета платы за негативное воздействие на окружающую среду ФИО2 от 26 апреля 2018 года N213-СЗ об установлении факта невнесения в установленные законодательством сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду субъектом хозяйствования юридическим лицом - МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым" (ИНН/КПП 9108104114/910801001, ОГРН 1159102026379 от 15 января 2015 года, юридический адрес: Республика Крым, Советский район, пгт. Советский, ул. 30 лет Победы, д.21).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (оплата сбора за негативное воздействие на окружающую среду (КБК 04811201040016000120)) за 2017 года была произведена МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым" с нарушением требований статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ, а именно после 01 марта 2018 года - 05 марта 2018 года, что подтверждается платежным поручением N310799 от 05 марта 2018 года на сумму 10285,84 рублей.
24 сентября 2018 года по данному факту составлен протокол об административном правонарушении N04-07-222/2018.
Указанное послужило основанием для вынесения начальником отдела надзора Восточного региона, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю ФИО1 постановления N04-07-222/2018 от 04 октября 2018 года по делу об административного правонарушения, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым".
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N04-07-222/2018 от 24 сентября 2018 года (л.д.111-118); служебной запиской главного специалиста отдела разрешительной деятельности ФИО2 от 26 апреля 2018 года N213-СЗ с приложением (л.д.74-75); копией декларации МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым" о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год (л.д.81-83); копией платежного поручения N310799 от 05 марта 2018 года (л.д.80) и другими материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и заявителем не оспариваются.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вопреки доводам жалобы, оснований для признания совершенного МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым" административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Так, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного, совершенного лицом деяния.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать данное правонарушение как малозначительное, в том числе, с учетом изложенных в жалобе доводов об отсутствии дополнительного финансирования для оплаты административного штрафа, не усматривается.
Приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о малозначительности содеянного, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и наступление ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.
Указание заявителя жалобы на то, что административное правонарушение совершено МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым" впервые не может свидетельствовать о малозначительности административного правонарушения, поскольку данное обстоятельство учитывается при назначении административного наказания.
Административное наказание назначено МБУК "ЦКС Советского района Республики Крым" в соответствии со статьями 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для освобождения юридического лица от назначенного наказания, при установленных по делу обстоятельствах, не имеется.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом и судьей районного суда не допущено.
Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -
РЕШИЛ:
Решение судьи Советского районного суда Республики Крым от 28 ноября 2018 года по жалобе директора Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" Ибрагимовой Натальи Васильевны на постановление начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю ФИО1 N04-07-222/2018 от 04 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" оставить без изменения, жалобу Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная клубная система Советского района Республики Крым" - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья "данные изъяты" С.А. Воробьёва
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.