Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
И.А. Харченко
судей
И.И. Мотиной
Н.В. Шестаковой
при секретаре судебного заседания
М.А. Гамуровой
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А.Харченко гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Феодосии в интересах Плахиной Светланы Валентиновны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) о включении периодов в стаж работы и понуждении произвести перерасчёт пенсии,
по апелляционному представлению прокурора города Феодосии и апелляционной жалобе Плахиной Светланы Валентиновны на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 августа 2018 года, которым в удовлетворении иска отказано, -
установила:
18 июля 2018 года прокурор города Феодосии в интересах ПлахинойС.В, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) о включении периодов в стаж работы и понуждении произвести перерасчёт пенсии и просил обязать ГУ - УПФ Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) включить в страховой стаж Плахиной С.В. периоды работы с 01.01.1991 по 05.07.2001 - в должности начальника планово-экономического отдела в ОАО "Калинковичский мясокомбинат", с 03.09.2001 по 10.08.2005 - в должности ведущего специалиста в Республиканском унитарном предприятии "Калинковичский центр стандартизации, метрологии и сертификации", а также обязать произвести перерасчёт страховой пенсии по старости с учётом указанных периодов работы с даты назначения пенсии - 09.04.2018 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что 02.04.2018 года ФИО6 обратилась с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением управления ПФ РФ пенсия по старости назначена, однако при начислении пенсии не учтены периоды работы с 01.01.1991 года по 05.07.2001 года - в должности начальника планово-экономического отдела в ОАО"Калинковичский мясокомбинат", с 03.09.2001 года по 10.08.2005 года - в должности ведущего специалиста в Республиканском унитарном предприятии "Калинковичский центр стандартизации, метрологии и сертификации", поскольку данные периоды расценены ответчиком как работа за границей, что нарушает права истца на получение пенсии. 13 марта 1992 года между государствами-странами СНГ, в том числе и Республикой Беларусь, было заключено Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, согласно которому для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Никаких ограничений не установлено.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 августа 2018 года в удовлетворении иска отказано в полном объёме.
С таким решением не согласился прокурор города Феодосии и 25 сентября 2018 года подал апелляционное представление, в котором, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просил постановить по делу новое решение об удовлетворении исковых требований города Феодосии.
Также с указанным решением не согласилась и истец Плахина С.В, которая 25 сентября 2018 года подала апелляционную жалобу, в которой, с учётом дополнений к ней, просила оспариваемое решение отменить и принять новое решение об удовлетворении её иска.
Основные доводы представления прокурора и апелляционной жалобы Плахиной С.В. заключаются в том, что судом первой инстанции ошибочно оставлено без внимания, что в период до 01.01.2002 года законом не предъявлялось требование об уплате страховых взносов при расчете стажа, так как такое понятие как "страховой стаж" не существовало, а после указанной даты, выплата пенсии не может быть поставлена в зависимость от выполнения работодателем своей обязанности по уплате таких страховых взносов, о чем разъяснил Конституционный С Российской Федерации в своём определении от 04.12.2007 года N950-О-О. Кроме того, периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчёт трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Алескеров Д.А. просил решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в апелляционном представлении и принять новое решение, которым исковые требования Плахиной С.В. удовлетворить.
Истец Плахина С.В. также просила решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в её апелляционной жалобе и апелляционном представлении прокуратуры, и принять решение об удовлетворении заявленных ею требований.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) Груша И.И. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление прокурора и апелляционную жалобу Плахиной С.В. оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, обозрев оригинал пенсионного дела, дополнительно представленные письменные документы и пояснения ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.
Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Плахина С.В. 02 апреля 2018 года обратилась в Управление ПФ РФ по городу Феодосия с заявлением о назначении пенсии по старости (лист дела 53). Решением управления истцу с 09.04.2018 года назначена пенсия в размере 8617 рублей 00 коп. (лист дела 36). Из материалов пенсионного дела также усматривается, что Плахина С.В. 04.04.2018 года написала заявление с просьбой назначить ей пенсию по гражданству (лист дела 54).
Согласно имеющимся документам Плахина Светлана Валентиновна ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период с 01.01.1991 года по 05.07.2001 года, с 03.09.2001 года по 10.08.2005 года работала в Республике Беларусь, а потому указанный страховой стаж ответчиком не учтён при назначении ей пенсии.
Отказывая прокурору, действующему в интересах Плахиной С.В, в удовлетворении заявленного искового заявления, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьёй 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и иных случаев, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
С 01.01.2015 года на территории Российской Федерации, вступил в силу Федеральный Закон N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Закон N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьёй 11 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" в страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
Таким образом, в соответствии с Законом N 400-ФЗ зачет тех или иных периодов работы или иной деятельности в страховой стаж напрямую зависит от уплаты страховых взносов.
Действующим законодательством различаются:
общий стаж - стаж, учтённый с применением ранее действующего законодательства (до 01.01.1991 года), с применением кратности определённых законом периодов работы;
трудовой стаж - стаж, учтённый с применением ранее действующего законодательства (до 01.01.2001 года), учтённый в календарном порядке без применения кратности;
страховой стаж - периоды работы на территории Российской Федерации, за которые уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 01.01.1991 года при условии уплаты страховых взносов и приравненных к ним платежей).
13 марта 1992 года между государствами-участниками СНГ, в том числе Республикой Беларусь, было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения".
В силу статьи 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобрётенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (статья 6).
С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Россией и Беларусью от 24 января 2006 года "О сотрудничестве в области социального обеспечения", согласно положениям статьи 23 которого предусмотрена возможность выбора одного из следующих способов реализации права на пенсионное обеспечение. По пропорциональному принципу: назначение и выплата трудовой пенсии за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, по законодательству и за счёт средств страны проживания; а за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Сторон, по законодательству и за счёт средств Стороны, на территории которой этот стаж приобретён (п. 1). По принципу гражданства: назначение и выплата трудовой пенсии согласно законодательству Стороны, гражданином которой является лицо, без применения положений Договора. При этом, такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (пункт 2 статьи 23).
При определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. При этом подсчёт и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.
Как верно установлено судом первой инстанции, Плахина Светлана Валентиновна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 01.01.1991 года по 05.07.2001 года, с 03.09.2001 года по 10.08.2005 года работала в Республике Беларусь, застрахованным лицом в указанные периоды в Российской Федерации не являлась, страховые взносы (и приравненные к ним платежи) в Пенсионный фонд Российской Федерации не платила.
Принимая во внимание изложенное выше, учитывая, что действующими соглашениями не предусматривается перечисление страховых взносов из одной бывшей Республики СНГ в другую, а также не предусматривается зачёт стажа, приобретенный в других бывших Республиках СНГ в Российской Федерации в качестве страхового стажа, исходя из изложенного, суд первой инстанции не нашёл правовых оснований для удовлетворения иска прокурора.
С таким выводом суда первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления прокурора, соглашается коллегия судей.
Не влияющим на законность судебного акта, принятого по данному делу, является довод апеллянта о том, что к спорным правоотношениям следовало применять Соглашение "О гарантиях прав граждан государств участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, подписанное между государствами-участниками СНГ, в том числе Республикой Беларусь.
Так, подписанное 13.03.1992 года государствами-участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной Соглашение стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" основано на территориальном принципе. Принципу территориальности характерны положения: учёт стажа, приобретённого на территории обоих государства, в полном объёме при определении права на пенсию и при исчислении её размера (в том числе на льготных условиях); исчисление стажа за время работы в каждой стране производится по ее законодательству; приравнивание к собственным гражданам постоянно проживающих на территории страны граждан государства-контрагента; применение при назначении и выплате пенсий законодательства стороны, на территории которой проживает гражданин, если не установлено иное.
Как уже было указано выше, 07 декабря 2006 года Российской Федерацией ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанный 24 января 2006 года, который вступил в законную силу 29 марта 2007 года. В связи с подписанием и ратификацией Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения положения ранее принятого Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" применимы только к правоотношениям, не урегулированным Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
В соответствии со статьёй 10 указанного Договора каждая страна назначает и исчисляет трудовую пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений Договора и национального законодательства.
Таким образом, данный Договор закрепил принцип пропорциональности, который предусматривает распределение расходов на выплату пенсий пропорционально стажу, приобретённому на территории каждой из договаривающихся сторон, суммирование страхового стажа (в том числе специального) для определения права на пенсию.
При этом пункт 2 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 года "О сотрудничестве в области социального обеспечения", закрепил, что по желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
Как уже упоминалось выше, Плахина С.В. 04.04.2018 года написала заявление в органы пенсионного фонда Российской Федерации с просьбой назначить ей пенсию по гражданству России.
Таким образом, в настоящее время назначение пенсии Плахиной Светлане Валентиновне должно быть произведено по правилам, выбранным истцом, и установленным Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанным 24 января 2006 года, что и было сделано ответчиком, правильно применившим при начислении пенсии истцу указанные выше правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения.
Мотивы отказа в удовлетворении иска достаточно полно изложены в решении суда, основаны на материалах дела и представленных сторонами доказательствах и являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы повторяют основания заявленных исковых требований, однако эти доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, а потому не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
определила:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора и апелляционную жалобу Плахиной Светланы Валентиновны - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
И.А. Харченко
И.И. Мотина
Н.В. Шестакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.