Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Кураповой З.И, Павловского Е.Г,
при секретаре Дермоян Т.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по уточнённому административному исковому заявлению Сотниковой Натальи Владимировны о возложении на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о характеристиках и описание местоположения земельного участка с кадастровым номером 90:01:180301:151,
по апелляционным жалобам Великодного Вячеслава Николаевича, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 30 мая 2018 г, которым административное исковое заявление удовлетворено, апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на дополнительное решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 октября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, пояснения представителя административного ответчика по доверенности от 9 января 2019 г, Борзенкова А.В, судебная коллегия
установила:
Сотникова Н.В, в лице представителя Милочкиной Р.А. обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просила возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о характеристиках земельного участка с кадастровым номером N, а именно: в разделе "особые отметки" сведения о составе земельного участка в виде списка кадастровых номеров обособленных земельных участков, входящих в единое землепользование, в строке "кадастровый номер" указание на единое землепользование, исключить описание местоположения земельного участка, мотивируя незаконностью внесения указанных сведений, и созданием необоснованного риска утраты права собственности административного истца в будущем.
15 февраля 2018 г..Сотниковой Н.В. подано изменённое административное исковое заявление, в котором она просила возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о характеристиках земельного участка с кадастровым номером N и привести в положение, существовавшее до нарушения права, а именно исключить сведения: в разделе 1 сведений о характеристиках объекта недвижимости в подразделе "Кадастровый номер" исключить "(единое землепользование)"; в разделе 1 сведений о характеристиках объекта недвижимости в подразделе "Особые отметки" исключить сведения "Список кадастровых номеров (площадей) обособленных (условных) участков, входящих в единое землепользование"; в разделе 3 сведений о характеристиках объекта недвижимости "Описание местоположения земельного участка" исключить описание местоположения земельных участков с кадастровыми номерами и его чертёж; в разделе 3.2 сведений о характеристиках объекта недвижимости "Описание местоположения земельного участка" исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером N полностью, т.е. исключить описание местоположения земельного участка (план, чертёж, схема земельного участка) с кадастровым номером N в полном объёме; в связи с добровольным исключением сведений о земельном участке с кадастровым номером N (139124 кв.м.), "Списка кадастровых номеров (площадей) обособленных (условных) участков, входящих в единое землепользование" раздела 1 Сведений о характеристиках объекта недвижимости в подразделе "Особые отметки", отказалась от заявленных административных требований в указанной части и просила прекратить производство в данной части; увеличила ранее заявленные требования в связи с изменением сведений в разделе 1 сведений о характеристиках объекта недвижимости в подразделе "Особые отметки", и просила возложить обязанность исключить сведения "Список кадастровых номеров (площадей) обособленных (условных)
участков, входящих в единое землепользование в отношении земельного участка с кадастровым номером N (139124 кв.м.) - снят с учёта 11 сентября 2017 г, описание местоположения которого сохранено в Разделе 3 Сведений о характеристиках объекта недвижимости "Описание местоположения земельного участка".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Бахчисарайский горрайонный отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Киселев А.В, Киселев С.А, Великодный Н.Ф, Великодная Н.Г, Великодный В.Н, Великодная Л.В, государственные регистраторы Бахчисарайского горрайонного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каймина Н.В, Маслюк В.Е.
В своих возражениях на административное исковое заявление, поступивших в районный суд 30 мая 2018 г, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым указал, что требования о понуждении к совершению действий по исключению сведений из государственного кадастрового учёта направлены на защиту интересов административного истца в будущем, что в свою очередь противоречит общим принципам судопроизводства. Из материалов административного дела не усматривается, какие законные права и интересы административного истца были нарушены Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 30 мая 2018 г. административное исковое заявление Сотниковой Н.В. удовлетворено.
На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о характеристиках земельного участка с кадастровым номером N, исключив сведения:
- в разделе 1 Сведений о характеристиках объекта недвижимости в реквизите "Кадастровый номер" - слова "единое землепользование";
- в разделе 1 Сведений о характеристиках объекта недвижимости в реквизите "Особые отметки" - сведения "Список кадастровых номеров (площадей) обособленных (условных) участков, входящих в единое землепользование:
N (138094 кв.м); N (239671 кв.м); N (115089 кв.м); N (360201 кв.м); N (433455 кв.м); N (498951 кв.м); N (76571 кв.м); N (366633 кв.м); N (59068 кв.м); N (118395 кв.м); N (105554 кв.м); N (271840 кв.м); N (177788 кв.м); N (151519 кв.м); N (362642 кв.м); N (298561 кв.м); N (219575 кв.м); N (210339 кв.м); N (150976 кв.м); N (218252 кв.м); N (206477 кв.м); N (227220 кв.м); N (164434 кв.м); N (208690 кв.м); N (118944 кв.м); N (18900 кв.м); N (100000 кв.м); N (200000 кв.м); N (39921 кв.м); N (117596 кв.м); N (57965 кв.м); N (78211 кв.м); N (82147 кв.м); N (129907 кв.м); N (297839 кв.м); N (366627 кв.м); N (267279 кв.м); N (283663 кв.м); N (211983 кв.м); N (76894 кв.м); N (179592 кв.м); N (102399 кв.м); N (209459 кв.м); N (520706 кв.м); N (327234 кв.м); N (76075 кв.м); N (99965 кв.м); N (121852 кв.м); N (176047 кв.м); N (332130 кв.м); N (205100 кв.м); N (260108 кв.м); N (480464 кв.м); N (100010 кв.м); N (95994 кв.м); N (36717 кв.м); N (304536 кв.м); N (110031 кв.м); N (350517 кв.м); N (174197 кв.м); N (118997 кв.м); N (436635 кв.м); N (227448 кв.м); N (282875 кв.м); N (211748 кв.м); N (216344 кв.м); N (389085 кв.м); N (280810 кв.м); N (153839 кв.м); N (198047 кв.м); N (222659 кв.м); N (258692 кв.м); N (251903 кв.м); N (294090); N (355335 кв.м); N (146917 кв.м); N (139124 кв.м);
- в Разделе 3 Сведений о характеристиках объекта недвижимости реквизита "Описание местоположения земельного участка" государственного кадастра недвижимости - описание местоположения земельных участков с кадастровыми номерами и их чертеж:
N (138094 кв.м); N (239671 кв.м); N (115089 кв.м); N (360201 кв.м); N (433455 кв.м); N (498951 кв.м); N (76571 кв.м); N (366633 кв.м); N (59068 кв.м); N (118395 кв.м); N (105554 кв.м); N (271840 кв.м); N (177788 кв.м); N (151519 кв.м); N (362642 кв.м); N (298561 кв.м); N (219575 кв.м); N (210339 кв.м); N (150976 кв.м); N (218252 кв.м); N (206477 кв.м); N (227220 кв.м); N (164434 кв.м); N (208690 кв.м); N (118944 кв.м); N (18900 кв.м); N (100000 кв.м); N (200000 кв.м); N (39921 кв.м); N (117596 кв.м); N (57965 кв.м); N (78211 кв.м); N (82147 кв.м); N (129907 кв.м); N (297839 кв.м); N (366627 кв.м); N (267279 кв.м); N (283663 кв.м); N (211983 кв.м); N (76894 кв.м); N (179592 кв.м); N (102399 кв.м); N (209459 кв.м); N (520706 кв.м); N (327234 кв.м); N (76075 кв.м); N (99965 кв.м); N (121852 кв.м); N (176047 кв.м): N (332130 кв.м); N (205100 кв.м); N (260108 кв.м); N(480464 кв.м); N (100010 кв.м); N (95994 кв.м); N (36717 кв.м); N (304536 кв.м); N (110031 кв.м); N (350517 кв.м); N (174197 кв.м) N (118997 кв.м); N (436635 кв.м); N (227448 кв.м); N (282875 кв.м) N (211748 кв.м); N (216344 кв.м); N (389085 кв.м); N (280810 кв.м); N (153839 кв.м); N (198047 кв.м); N (222659 кв.м); N (258692 кв.м); N (251903 кв.м); N (294090); N (355335 кв.м); N (146917 кв.м); N (139124 кв.м);
- в Разделе 3.2 Сведений о характеристиках объекта недвижимости "Описание местоположения земельного участка" исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером 90:01:180301:151 полностью, т.е. исключить описание местоположения земельного участка (план (чертеж, схема земельного участка) с кадастровым номером N в полном объеме:
N (138094 кв.м); N (239671 кв.м); N (115089 кв.м); N (360201 кв.м); N (433455 кв.м); N (498951 кв.м); N (76571 кв.м); N (366633 кв.м); N (59068 кв.м); N (118395 кв.м); N (105554 кв.м); N (271840 кв.м); N (177788 кв.м); N (151519.кв.м); N (362642 кв.м); N (298561 кв.м); N (219575 кв.м); N (210339 кв.м); N (150976 кв.м); N (218252 кв.м); N (206477 кв.м); N (227220 кв.м); N (164434 кв.м); N (208690 кв.м); N (118944 кв.м); N (18900 кв.м); N (100000 кв.м); N (200000 кв.м); N (39921 кв.м); N (117596 кв.м); N (57965 кв.м); N (78211кв.м); N (82147 кв.м); N (129907 кв.м); N (297839 кв.м); N (366627 кв.м); N (267279 кв.м); N (283663 кв.м); N (211983 кв.м); N (76894 кв.м); N (179592 кв.м); N (102399 кв.м); N (209459 кв.м); N (520706 кв.м); N (327234 кв.м); N30 (76075 кв.м); N; (99965 кв.м); N (121852кв.м); N (176047 кв.м); N (332130 кв.м); N (205100 кв.м); N (260108 кв.м); N(480464 кв.м); N (100010 кв.м); N (95994 кв.м); N (36717 кв.м); N (304536 кв.м); N (110031 кв.м); N (350517 кв.м); N (174197 кв.м); N (118997 кв.м); N (436635 кв.м); N (227448 кв.м); N (282875 кв.м); N (211748 кв.м); N (216344 кв.м); N (389085 кв.м); N (280810 кв.м); N (153839кв.м); N(198047 кв.м); N (222659 кв.м); N (258692 кв.м); N (251903 кв.м); N (294090); N (355335 кв.м); N (146917 кв.м); N (139124 кв.м).
С Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Сотниковой Н.В. взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе, поданной Великодным В.Н. ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемое решение суда не содержит указания на признание действий Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым незаконными и признании несоответствующими их нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Решение суда не содержит указания на срок его исполнения и срок сообщения ответчику о результатах исполнения судебного решения. Судом первой инстанции не принято во внимание, что отдельные положения кадастрового учёта Украины и Российской Федерации не являются идентичными и для постановки на кадастровый учёт земельного участка требуется гармонизация и верификация сведений о нём. Данные работы связаны исключительно с описанием объектов недвижимости, не затрагивают записи о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, и не требуют участия правообладателей. По мнению подателя апелляционной жалобы, административным истцом нарушен порядок обжалования действий, связанный с осуществлением государственного кадастра недвижимости.
В апелляционной жалобе, поданной представителем Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Бахчисарайский горрайонный отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем не может быть привлечён к участию в деле в качестве заинтересованного лица. По мнению подателя апелляционной жалобы, единое землепользование в настоящее время не регистрируется, однако в кадастре отметка о едином землепользовании в отношении ранее зарегистрированных участков остаётся. Каких-либо ограничений к подобным участкам, связанным с их статусом (в т.ч. требований об их разделе), в настоящее время не существует. Исключение земельного участка с кадастровым номером N приведёт к нарушению прав иных долевых собственников.
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 октября 2018 г. принят отказ Сотниковой Н.В. от административного искового заявления в части возложения на административного ответчика обязанности исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером N (139124 кв.м.), "Списка кадастровых номеров (площадей обособленных (условных) участков, входящих в единое землепользование" раздела 1 Сведений о характеристиках объекта недвижимости в подразделе "Особые отметки", и производство по делу в указанной части прекращено.
Дополнительным решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 октября 2018 г. на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о характеристиках земельного участка с кадастровым номером N, исключив сведения из раздела 3 Сведений о характеристиках объекта недвижимости "Описание местоположения земельного участка" "Список кадастровых номеров (площадей) обособленных (условных) земельных участков, входящих в единое землепользование" в отношении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 139124 к.в.м.
В апелляционной жалобе на дополнительное решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 октября 2018 г, поданной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Борзенков А.В, действующий по доверенности от 9 января 2019 г, поддержал доводы апелляционных жалоб.
Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Восстановление нарушенного права и законных интересов должно быть непосредственным следствием реализации способа защиты права. Указанное следует, в частности, из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предписывающей в случае признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, принять решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов административного дела следует, что Сотникова Н.В. обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просила возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о характеристиках земельного участка с кадастровым номером N, а именно: в разделе "особые отметки" сведения о составе земельного участка в виде списка кадастровых номеров обособленных земельных участков, входящих в единое землепользование, в строке "кадастровый номер" указание на единое землепользование, исключить описание местоположения земельного участка, мотивируя незаконностью внесения указанных сведений, и созданием необоснованного риска утраты права собственности административного истца в будущем.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административное исковое заявление, исходил из отсутствия доказательств законности действий административного ответчика по осуществлению нормализации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, путём указания на вхождение в состав земельного участка с кадастровым номером N обособленных земельных участков в количестве 78 объектов, а также по отнесению вышеуказанного земельного участка к единому землепользованию, обязанность по подтверждению данных фактов не выполнена.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно статьи 12 Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя
В силу вышеуказанной правовой нормы, государственные акты о праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1604,4074 га, выданные гражданам в 2006 году, являются документами, подтверждающими их право общей долевой собственности на указанный земельный участок.
Частями 1, 2 статьи 9 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, с учетом предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
В срок до 1 января 2019 года исполнительный орган власти, осуществляющий регистрацию прав, включает в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, обеспечивая при этом:
1) внесение в Единый реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", с учетом изменения адреса (описания местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков;
2) открытие в отношении каждого объекта недвижимости реестровых дел и помещение в них документов, на основании которых осуществлены государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, независимо от языка, на котором они были составлены, а также документов, содержащих перевод на русский язык документов, составленных не на русском языке, в соответствии с частью 6 статьи 8 настоящего Закона.
Судом первой инстанции, при вынесении обжалуемого решения не было принято во внимание, что сведения о вышеуказанном земельном участке, учтённом на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в соответствии с ранее действовавшими актами, были включены Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с требованиями части 1 статьи 9 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Как обоснованно указано Великодным В.Н. в своей апелляционной жалобе, отдельные положения кадастрового учёта Украины и Российской Федерации не являются идентичными и для постановки на кадастровый учёт земельного участка требуется гармонизация и верификация сведений о нём. Данные работы связаны исключительно с описанием объектов недвижимости, не затрагивают записи о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, и не требуют участия правообладателей
.
В ходе гармонизации Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществлялось сопоставление содержащихся в обменных файлах сведений об объектах недвижимости для обеспечения унифицированной идентификации объектов недвижимости исключительно по кадастровому номеру, которого вышеуказанному земельному участку площадью 1604,4074 га в период действия законодательства Украины присвоено не было.
При проведении верификации проводилось сопоставление характеристик объекта недвижимости, прошедших гармонизацию, в целях выявления имеющихся в их описании несоответствий или технических ошибок.
В период действия законодательства Украины, земельный участок площадью 1604,4074 га был сформирован из 78 обособленных земельных участков с самостоятельными кадастровыми номерами и гражданам были выданы соответствующие государственные акты о праве общей долевой собственности на земельный участок, тогда как согласно схемы указанного земельной участка, указанной в государственном акте, участок состоит из 78 земельных участков самостоятельными кадастровыми номерами. При этом единый номер земельному участку площадью 1604,4074 га не присваивался.
В результате осуществления верификации, присваивая земельному участку тип "единое землепользование", Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым исходил из того, что государственные акты подтверждает право граждан непосредственно на земельный участок площадью 1604,4074 га, но с отсутствующим единым кадастровым номером, что не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации о кадастровом учёте. При этом указанный участок был образован в 2006 году, площадь которого формируют 78 обособленных земельных участков со своими кадастровыми номерами, что по своим признакам соответствует земельному участку в виде "единого землепользования", которые формировались в Российской Федерации до 1 января 2008 г. в соответствии с Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 660.
Вышеназванный земельный участок был поставлен административным ответчиком на кадастровый учёт 29 августа 2016 г, как ранее учтённый и в дальнейшем был верифицирован в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, путём постепенного внесения в состав сведений о нём основных характеристик (наполнением), что вопреки выводам районного суда не является их изменением.
Таким образом, вопреки выводам районного суда, административным ответчиком вышеуказанный земельный участок не был сформирован в единое землепользование, а был приведён, как ранее учтённый, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Принимая обжалуемые решения от 30 мая 2018 г. и от 17 октября 2018 г. об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции не указал, каким образом Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым были нарушены права административного истца при присвоении земельному участку вида "единое землепользование" и внесении в разделы его кадастрового учёта основных характеристик в соответствии с частями 1, 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также каким образом будут восстановлены права Сотниковой Н.В. при исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о характеристиках указанного земельного участка.
Кроме того, материалы административного дела не содержат и административным истцом не представлено доказательств его обращения в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта вышеназванного земельного участка, как того требует часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", что в свою очередь свидетельствует о несоблюдении Сотниковой Н.В. порядка оспаривания действий, связанных с осуществлением государственного кадастрового учёта недвижимого имущества.
Вопреки требованиям статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обжалуемое решение суда первой инстанции не содержит указаний на признание не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца решения, действия (бездействия) Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Избранный административным истцом в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации способ защиты, путём возложения на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о характеристиках земельного участка с кадастровым номером N, не предусмотрен положениями названной главы процессуального закона, и не повлечёт восстановления прав Сотниковой Н.В, поскольку в поданном административном исковом заявлении (с учётом уточнений) указывается о возможном нарушении её прав в будущем.
Приведённые обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Великодного В.Н. находят своё подтверждение.
Доводы апелляционной жалобы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о том, что Бахчисарайский горрайонный отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не является самостоятельным юридическим лицом, заслуживают внимания, однако его привлечение к участию в административном деле не привело к нарушению права и законных интересов остальных лиц, участвующих в деле.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 30 мая 2018 г, дополнительного решения Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 октября 2018 г, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления, с учётом его уточнений.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционные жалобы Великодного Вячеслава Николаевича, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - удовлетворить.
Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 30 мая 2018 г, дополнительное решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 октября 2018 г. - отменить полностью.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Сотниковой Натальи Владимировны, с учётом уточнений, в полном объёме.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.