Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И,
судей Мостовенко Н.Р,
Павловского Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17.09.2018 г. по делу N2а-2319/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 о признании действия и бездействия незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И,
УСТАНОВИЛА:
Снегирь Л.В. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании действий и бездействия незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, определении порядка пользования помещениями, компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.
Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11.06.2018г. прекращено производство по гражданскому делу в части исковых требований о признании действий и бездействия незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, с передачей их для рассмотрения по правилам КАС РФ.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что Снегирь Л.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности на помещения в доме по адресу: "адрес", лит. А, а именно: на жилую комнату 3-1 площадью 15,9 кв.м.; кухню 3-2 площадью 11,5 кв.м.; уборную 3-3 площадью 0,8 кв.м.; помещение 5-1 площадью 49,9 кв.м.; помещение 6-1 площадью 20,1 кв.м. (общая площадь помещений 97,7 кв.м.), на участке сарай лит. В; согласно данным МУП "БТИ" дом имеет общую площадь 190,7 кв.м, однако Снегирь Л.В. было отказано в государственной регистрации права в связи с непредставлением МУП "БТИ" необходимой информации. Получив ответ МУП "БТИ", Снегирь Л.В. вновь обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права на указанное недвижимое имущество, однако уведомлением от 29.06.2017 г. государственная регистрация была приостановлена, а 10.07.2017 г. в государственной регистрации было вновь отказано в связи с отсутствием инвентарного дела на домовладение, в связи с чем МУП "БТИ" не смогло дать заключение. По возвращению инвентарного дела в МУП "БТИ" Снегирь Л.В. 12.09.2017 г. вновь обратилась с заявлением о регистрации права на указанное выше недвижимое имущество приложив копии всех имеющихся документов, однако уведомлением от 21.09.2017 г. государственная регистрация была приостановлена, а сообщением от 20.12.2017 г. в регистрации права было незаконно отказано.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 17.09.2018 г. по делу N2а-2319/2018 отказано в удовлетворении административного иска Снегирь Л.В. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Нестеренко О.В. о признании действия и бездействия незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия.
Не согласившись с указанным решением, Снегирь Л.В. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, с просьбой отменить обжалуемое решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17.09.2018 г. по делу N2а-2319/2018, принять по административному делу новое решение и удовлетворить исковые требования Снегирь Л.В.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что органу регистрации следовало проверять действительность поданных Снегирь Л.В. документов в архивах администрации "адрес", государственный регистратор должен был запросить в БТИ о наличии конкретных документов, подтверждающих возникновение, переход и прекращение прав; первоисточник, определяющий общую площадь дома - акт ввода дома в эксплуатацию, не запрошен. При этом право собственности на построенные ФИО6 дополнительные помещения не зарегистрированы, поскольку правоотношения возникли в 1991 году, тогда как Временное положение о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество было утверждено приказом Министерства юстиции Украины только 07.02.2002 г. С учетом изложенного, суд также не праве был ссылаться на Градостроительный кодекс Российской Федерации, который введен в действие только 31.12.2004 г, также как и на ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, раскрывающую понятие самовольной постройки. Представленные Снегирь Л.В. документы являются достаточными для регистрации за ней права на конкретные помещения "адрес".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 21.01.2019 г. стороны явку своих представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. N1335-р "Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета" осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 г. N164.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации с 01.01.2017 г. регулируются Федеральным законом от 13.06.2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон N218-ФЗ).
Так, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 14 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
При этом согласно ч. 1 ст. 21 Закона N218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона N218-ФЗ
государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, а также проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 26 Закона N218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если:
лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 27 Закона N218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом в соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 29 Закона N218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
В день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.09.2017 г. Снегирь Л.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на помещения в лит. А-1 этаж: жилая комната 3-1 площадью 15,9 кв.м, кухня 3-2 площадью 11,5 кв.м, уборная 3-3 площадью 0,8 кв.м.; чердак: площадка 2-4 площадью 19,6 кв.м, помещение 5-1 площадью 49,4 кв.м, помещение 6-1 площадью 20,1 кв.м, две лестницы на чердак и сарай лит. В, расположенные по адресу: "адрес".
К указанному заявлению Снегирь Л.В. были приложены следующие документы: решение народного суда г. Ялта Крымской области от 26.03.1971 г, выписка от 26.10.1983 г. из протокола межведомственной комиссии от 13.09.1983 г. N9, выписка от 20.06.1984 г. из протокола межведомственной комиссии от 31.01.1984 г, выписка от 18.03.1987 г. из протокола межведомственной комиссии от 27.02.1987 г. N2, решение исполнительного комитета Ялтинского городского совета народных депутатов Крымской области от 13.03.1987 г. N117 (2) об утверждении решений межведомственной комиссии, договор от 25.08.1997 г. пользования данным домом между участниками общей долевой собственности ФИО7, ФИО8, ФИО9, договор мены от 15.08.1991 г, реестровый номер 1-3322, на основании которого ранее было зарегистрировано право собственности Снегирь Л.В. на 2/10 доли вышеуказанного жилого дома, решение коллегии судей судебной палаты по гражданским делам Апелляционного суда Автономной Республики Крым от 19.02.2007 г, справка Коммунального предприятия Ялтинского городского совета "Бюро технической инвентаризации" о принадлежности строений домовладения по адресу: "адрес", справка МУП "БТИ" от 02.05.2017 г.
13.09.2017 г. Снегирь Л.В. дополнительно направила сообщение от 02.08.2006г. Ялтинского городского управления ГУ МЧС Украины в Автономной Республике Крым, сообщение от 02.08.2006 г. Ялтинской городской санэпидемстанции об отсутствии возражений против регистрации в БТИ Снегирь Л.В. подсобных помещений мансарды-сушилки 5.1, 6-1 по адресу: "адрес", кадастровый паспорт здания от 17.10.2016 г, ответ администрации г. Ялта Республики Крым от 17.08.2017 г.
Уведомлением от 21.09.2017 г. Снегирь Л.В. было сообщено о приостановлении до 20.12.2017 г. государственной регистрации в связи с непредоставлением документов, необходимых для государственной регистрации права, а именно указано, что представленный правоустанавливающий документ - договор мены не содержит информации об общей площади объекта недвижимости, договор пользования домом между участниками общей долевой собственности также не содержит сведений об общей площади жилого дома; в связи с тем, что по сведениям ЕГРН общая площадь дома составляет 190,7 кв.м, поскольку при проведении правовой экспертизы не представилось возможным идентифицировать общую площадь дома, государственным регистратором был направлен запрос в МУП "БТИ".
20.12.2017 г. государственным регистратором Нестеренко О.В. было отказано Снегирь Л.В. в регистрации права в связи с неустранением причин, препятствующих государственной регистрации права, поскольку заявителем не представлены документы, свидетельствующие об увеличении в установленном законом порядке площади жилого дома, а также отмечено, что помещения 1-5 площадью 1,3 кв.м, 1-6 площадью 0,6 кв.м, застекленная веранда 4-10 площадью 7,5 кв.м. являются самовольными.
При этом судом первой инстанции было установлено, что согласно представленному Снегирь Л.В. на государственную регистрацию кадастровому паспорту дома, его площадь составляет 190,7 кв.м, тогда как при проведении правовой экспертизы государственным регистратором было установлено, что согласно справке МУП "БТИ" от 03.11.2017 г. общая площадь дома составляет 128,7 кв.м, из них жилая 47,8 кв.м, 2/10 доли жилого дома зарегистрированы за Снегирь Л.В. на основании договора мены от 15.08.1991 г.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении указал, что представленные Снегирь Л.В. выписки из протоколов межведомственной комиссии о разрешении ФИО7 в 1983-1987 годах устройства шатровой крыши, сарая, дверного проема не являются правоустанавливающими документами, доказательства ввода данных объектов в эксплуатацию, регистрации в установленном законом порядке права собственности на них как ФИО7, так и ФИО14, у которого Снегирь Л.В. приобрела 2/10 доли жилого дома, ни государственному регистратору, ни суду представлены не были.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности отказа государственного регистратора в регистрации права собственности Снегирь Л.В. на помещения реконструированного дома, не установив бездействие государственного регистратора, которое привело к нарушению прав Снегирь Л.В, в связи с отсутствием документов, свидетельствующих о законности произведенной реконструкции, в результате которой возник новый объект, имеющий иные характеристики, чем объект, право на который зарегистрировано в том числе за Снегирь Л.В.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Как было указано выше, ч. 1 ст. 21 Закона N218-ФЗ прямо указывает, что представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, устанавливающие наличие и возникновение права, должны отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе содержать описание недвижимого имущества.
Установив, что в представленном Снегирь Л.В. правоустанавливающем документе - договоре мены не указана общая площадь недвижимости, а также, что в договоре пользования домом между участниками общей долевой собственности также не указана общая площадь жилого дома, государственный регистратор, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 26 Закона N218-ФЗ, приостановил государственную регистрацию Снегирь Л.В, направив при этом запрос в МУП "БТИ".
Согласно представленной справке МУП "БТИ" от 03.11.2017 г. общая площадь дома указана 128,7 кв.м, тогда как в представленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте указана площадь дома - 190,7 кв.м.
Документов, свидетельствующих об увеличении в установленном законом порядке площади дома представлено не было, причины, препятствующие государственной регистрации права, не устранены, в связи с чем государственный регистратор, действуя в соответствии со ст. 27 Закона N218-ФЗ, отказал Снегирь Л.В. в регистрации права.
Доказательств неправомерности действий государственного регистратора в суд первой и апелляционной инстанции представлено не было.
Довод апелляционной жалобы о том, что органу регистрации следовало проверять действительность поданных Снегирь Л.В. документов в архивах администрации "адрес", государственный регистратор должен был запросить в БТИ о наличии конкретных документов, подтверждающих возникновение, переход и прекращение прав, не может повлечь отмену обжалуемого решения суда первой инстанции, поскольку государственным регистратором запрашивалась вся имеющаяся информация о зарегистрированных правах, площади, ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества - помещение по адресу: "адрес".
С заявлением об изменении характеристик указанного помещения, заинтересованные лица в установленном законом порядке в МУП "БТИ" не обращались.
Ссылка в апелляционной жалобе на тот факт, что право собственности на построенные ФИО6 дополнительные помещения не зарегистрированы, поскольку правоотношения возникли в 1991 году, не учитывает решение Ялтинского городского суда от 18.04.2006 г, оставленное без изменения определением Апелляционного суда Автономной Республики Крым от 19.02.2007г, которым Снегирь Л.В. было отказано в признании права собственности на чердачные помещения 5-1 площадью 49,4 кв.м, 6-1 площадью 20,1 кв.м, ввиду отсутствия соответствующей разрешительной документации.
Изложенные выше обстоятельства в своей совокупности опровергают довод апелляционной жалобы о том, что представленные Снегирь Л.В. документы являются достаточными для регистрации за ней права на конкретные помещения "адрес".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего спора, и правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу Nа-2319/2018 является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17.09.2018 г. по делу N2а-2319/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Н.Р. Мостовенко
подпись Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.