Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е.В.,
судей Полковникова С.В, Антоновой Н.В,
при секретаре Курбановой М.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Полковникова С.В. гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Камиловой П.Ш, Гаджиабдулаевой П.А. по доверенностям Агальцовой М.В. на решение Тверского районного суда города Москвы от 07 июня 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Гаджиабдулаевой П.А, Камиловой П.Ш, Камилова Д.М, Камилова К.Д, а также в интересах несовершеннолетних..,..,... к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица Администрация Унцукульского района Республики Дагестан, Управление по вопросам миграции МВД России по Республике Дагестан, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий ущерба, причиненного в результате проведения контртеррористической операции, судебных расходов, отказать полностью,
УСТАНОВИЛА:
Истцы Гаджиабдулаева П.А, Камилова П.Ш, Камилов Д,М, Камилов К.Д, а также в интересах несовершеннолетних..,..,... обратились в суд с иском к Министерству финансов РФ о возмещении ущерба в размере 948000 руб, указав, что в результате проведения контртеррористической операции в период с 18 сентября 2014 года по 26 ноября 2014 года причинен ущерб принадлежащей Гаджиабдулаевой П.А. квартиры по адресу:.., утрачено находящееся в жилом помещении имущество, истцы были лишены возможности проживания в указанной квартире. Семья Камиловых проживала в данной квартире на основании договора безвозмездного пользования от 29 октября 2013 года.
Представитель истцов по доверенности Тарасова Г.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Самусенко С.Н. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель Камиловой П.Ш, Гаджиабдулаевой П.А. по доверенностям Агальцова М.В. по доводам апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, рассмотрела дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Согласному исковому заявлению, истцы проживали в квартире по адресу:...
В материалы дела представлен акт обследования утраченного имущества в результате контртеррористической операции, проведенной в период с 18 сентября 2014 года по 26 ноября 2014 года в МО "Унцукульский район" Республики Дагестан в отношении пострадавших Камилова Д.М. (глава семьи), Камиловой П.Ш. (жена), Камилова К.Д. (сын),...
Подпись Главы администрации МО "Унцукульского района" об утверждении данного акта отсутствует.
В соответствии со ст. 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в частности: проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по перечню согласно приложению N 4; развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное размещение - до 550 рублей на человека в сутки, за питание - до 250 рублей на человека в сутки); оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества: гражданам (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека); (пп.пп. "в,г,д," п. 3 Правил).
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 3 месяцев со дня совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями (окончания контртеррористической операции) обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (п. 6 Правил).
Обращения, предусмотренные п.п. 5 и 6 настоящих Правил, должны содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 7 Правил).
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, производится на основании решения Правительства Российской Федерации (п. 8).
Рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда и внесение по результатам их рассмотрения в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений осуществляются по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации (далее - поручение) в части финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями - в срок, установленный в поручении, или в 3-месячный срок, если в поручении срок не указан (пп. "в" п. 9 Правил).
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда.
Для обоснования необходимых расходов на мероприятия, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2, подпунктом "в" пункта 3 и подпунктом "а" пункта 4 настоящих Правил, к документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, прилагается заключение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций. Объекты (здания, сооружения), имеющие повреждения основных несущих конструкций, должны иметь присвоенные им в установленном порядке адреса местонахождения.
Для обоснования необходимых расходов на мероприятия, предусмотренные пунктом 3 и подпунктом "а" пункта 4 настоящих Правил, к документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, прилагаются подготовленные в установленном порядке соответствующими компетентными органами материалы, подтверждающие: факт совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями; факт причинения физическим и юридическим лицам ущерба в результате террористического акта и (или) вреда при пресечении террористического акта правомерными действиями (п. 10).
Для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований подготавливаются следующие документы:
по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 3 настоящих Правил, - заявка о потребности в бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение проведения неотложных аварийно-восстановительных работ, предусмотренная приложением N 6 к настоящим Правилам;
по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил:
список граждан, находившихся в пункте временного размещения и питания для эвакуируемых граждан, предусмотренный приложением N 7 к настоящим Правилам;
сводные данные о количестве граждан, находившихся в пунктах временного размещения и питания для эвакуируемых граждан, и необходимых бюджетных ассигнованиях, предусмотренные приложением N 8 к настоящим Правилам;
по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 3 настоящих Правил:
заявление об оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, предусмотренное приложением N 9 к настоящим Правилам;
список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, предусмотренный приложением N12 к настоящим Правилам (пп. "и, к, л п. 11).
Порядок подготовки документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 12).
Исполнение решений Правительства Российской Федерации в части финансового обеспечения мероприятий, указанных пункте 3 настоящих Правил, осуществляется в 20-дневный срок со дня принятия соответствующего решения Правительства Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что акт обследования утраченного истцами имущества Главой администрации МО "Унцукульский район" не утвержден, данных о подготовке в установленном порядке компетентными органами заявки о потребности в бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение проведения неотложных аварийно-восстановительных работ, списка граждан, находившихся в пункте временного размещения и питания для эвакуируемых граждан не имеется, до настоящего времени в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда, а также обращение в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда не поступали.
Как верно указано в решении суда, без соблюдения установленного законодательством порядка возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, оснований для возложения на Министерство финансов РФ обязательств по выплате истцам заявленных сумм возмещения не имеется. Истцы не лишены возможности оспорить решение, а также действие (бездействие) соответствующего органа власти по организационному обеспечению осуществления указанных выплат.
С приведенными в решении мотивами, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований судебная коллегия соглашается, поскольку они следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционных жалоб о том, что наличие установленного законодательством и приведенного выше порядка возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не препятствует удовлетворению иска о взыскании такого вреда непосредственно с Министерства финансов РФ, судебная коллегия находит ошибочными.
Суд правильно указал в решении, что согласно положениям ст. 16.1 ГК РФ ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации именно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.
Также о необходимости соблюдения установленного Правительством Российской Федерации порядка при возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, указывается в п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
В связи с изложенным судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что несоблюдение установленного порядка может служить основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Доводы апелляционных жалоб не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, по своей сути они сводятся к несогласию с постановленным решением, переоценке исследованных судом доказательств, основаны на ином толковании норм материального и процессуального права, поэтому не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда города Москвы от 07 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.