Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Дементьевой Е.И,
судей Шипиковой А.Г, Раскатовой Н.Н,
при секретаре Хромовой А.Н,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н.
дело по апелляционной жалобеистца Джаслыкова П.А.
нарешение Пресненскогорайонного суда г. Москвы от 07ноября 2018года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Джаслыкова П.А. к Министерству обороны РФ, ДЖО МО РФ о признании нуждающимся, предоставлении жилого помещения, отказать.",
УСТАНОВИЛА:
Истец Джаслыков П.А. обратился в суд с иском к ответчикам Министерству обороны РФ, ДЖО МО РФ о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обязании предоставить жилое помещение.
Исковые требования мотивированы тем, что истец являлся военнослужащим с... года, с... года зачислен в распоряжение... (... )... в связи с организационно-штатными мероприятиями. На основании ордера N... серии... от... года, выданного.., квартира N... д.... по ул.... г... была предоставлена на семью из трёх человек: Джаслыкова П.А,..,... В... году брак между Джаслыковым П.А. и... был расторгнут. Поскольку истец после расторжения брака в квартире проживать не мог в связи с конфликтными отношениями с.., в апреле... г. принял решение о снятии с регистрационного учета по указанному адресу.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.09.2012г, квартира по адресу:.., находится в собственности... Свидетельство N... от...
Протоколом заседания жилищной комиссии в/ч... от... года истец принят на учёт нуждающихся в получении жилой площади, однако право истца на получение жилья так и не реализовано.
Изложенное послужило основанием для обращения с иском в суд, в котором истец указывает на что, что по смыслу ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" отсутствие справки о сдаче жилья по последнему месту службы не может являться основанием для отказа во включение в списки граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями, если такая справка не может быть предоставлена по объективным причинам. Так, истец указывает, что, которая должна была выдать ему данную справку, прекратила свое существование, а квартира по адресу: по ул... г... судебными решениями признана неделимой.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика Минобороны России в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, направил в суд возражения на иск, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать в виду того, что истец уже реализовал свое право на получение жилья.
Представитель ответчика ДЖО МО РФ в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал.
Третье лицо ДГИ г. Москвы явку своего представителя в судебное заседание суда первой инстанции не обеспечило.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит истец.
Стороны, извещенные надлежащим образом (л.д. 117-119), в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводыапелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей осуществляется на основании Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N1280.
Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, решение вопросов о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений по договору социального найма входит в компетенцию уполномоченного в Министерстве обороны органа Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах российской Федерации" функции уполномоченного органа реестра и распределению военнослужащим жилых помещений в время выполняет Департамент жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N1888, Департамент и структурные подразделения уполномоченного органа:
- осуществляют работу по признанию военнослужащих и членов их семей нуждающимися; осуществляют учет военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
- организация предоставления жилых помещений по договорам социального найма военнослужащим, гражданам, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- контроль за заселением и освобождением жилых помещений.
Таким образом, внесение сведений в единый реестр нуждающихся в получении жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, постановка на учета, снятие с учета, предоставление жилого помещения входит в компетенцию, исключительно, Департамента жилищного обеспечения и его структурных подразделений.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть З).
Следовательно, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Сам по себе факт принятия на учет нуждающихся означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно требованиям закона, государство гарантирует только единожды гражданам безвозмездное жилой площади в пределах социальной нормы общей площади помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом общей площади жилого помещения, предоставленной в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской отдельным категориям военнослужащих и граждан, уволенных с военной закреплено в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N1054 порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и с военной службы в запас или в отставку и службы в органах дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении избранном постоянном месте жительства".
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что в период прохождения Джаслыковым П.А. военной службы от Министерства Российской Федерации ему было предоставлено жилое помещение общей... м 2, расположенное по адресу... Впоследствии бывшей супругой Джаслыкова П.А. данное жилое помещение было приватизировано.
Истец состоял в едином реестре с... г. в составе семьи из... г. решением... N... Джаслыков П.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что в период прохождения военной службы был обеспечен жилым помещением на состав семьи из.., расположенным по адресу... (общей площадью... м2, жилой площадью... м 2), которое в последующем оставлено бывшим членам семьи.
Решением Тульского гарнизонного военного суда от 13.09.2012г. в удовлетворении требований Джаслыкова П.А. об оспаривании решения от... N... отказано, решение признано законным и обоснованным. Определением Московского окружного военного суда от 22.11.2012г. решение суда первой инстанции оставлено без изменений, апелляционная жалоба Джаслыкова П.А. без удовлетворения.
Однако в связи с тем, что сведения о снятии Джаслыкова П.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях не были своевременно отражены в ПИ_РО "Алушта",Джаслыкову П.А.... г. было распределено жилое помещение, расположенное по адресу:...
Решением от... отделения территориального Управления Джаслыкову П.А. отказано в предоставлении распределенного помещения, решением от... г. Джаслыков П.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что... г. он произвел отчуждение находящейся в собственности доли жилого помещения в размере... м 2, расположенного по адресу:.., со дня отчуждения которой не истек установленный ст.53 Жилищного кодекса РФ срок.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от... г. решение от... г. N... признано незаконным. Суд обязал... восстановить Джаслыкова П.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Решением от... г. N... во исполнение решения суда Джаслыков П.А. восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях. Решением от... г.... N... Джаслыков П.А. повторно снят с учета нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным вступившим в законную силу решением Тульского гарнизонного военного суда от 13.09.2012г.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу оботказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку сведений об отмене решения от 20.12.2013 г. N... о снятии Джаслыкова П.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях в ФГКУ ЗРУЖО отсутствуют, равно как и отсутствуют доказательства того, что Джаслыков П.А. признан в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Одновременно судом указано на то, что вступившим в законную силу решением Тульского гарнизонного военного суда от 13.09.2012г, установлено, что Джаслыков П.А. право на повторное обеспечение помещением от Министерства обороны Российской Федерации не имеет, в связи с чем нарушений прав истца со стороны ответчиков суд не усматривает.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Апелляционная жалоба не содержит правовых доводов, могущих послужить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, сводятся к выражению несогласия с постановленным судебным актом и иному толкованию как норм материального права, так и представленным в материалы дела доказательствам, которые были надлежащим образом оценены судом первой инстанции и отражены в решении суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешён в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 07ноября 2018 годаоставить без изменения, апелляционную жалобу истца Джаслыкова П.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.