Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Климовой С.В.,
и судей Пильгановой В.М, Дегтеревой О.В,
при секретаре Ильиной Д.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ - ГУ ПФР N10 по г. Москве и Московской области на решение Басманного районного суда г.Москвы от 21 июня 2018 года, которым постановлено:
Признать решение государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области от 28 февраля 2017 года N 1 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Ф.И.О. незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области засчитать работу Ф.И.О. с 04.01.1998 г. по 02.03.1998 г, с 07.03.1998 г. по 30.11.1998 г, с 18.06.1999 г. по 01.08.2006 г, с 03.08.2006 г. по 30.09.2013 г, в качестве работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области назначить Ф.И.О. досрочную страховую пенсию по старости с 27 сентября 2016 года.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
У с т а н о в и л а :
Ф.И.О. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N10 по г. Москве и МО о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, включении в страховой стаж период работы с вредными условиями труда с 01.01.1998 г. по 01.08.2006 г. в ПО "Новоиазот" и с 03.08.2006 г. по 30.09.2013 г. в *** горно-металлургическом комбинате.
В обоснование заявленных требований указав, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако, в назначении пенсии по п. 1 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" ей было отказано из-за отсутствия у нее требуемого специального стажа.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как неправильного просит в апелляционной жалобе представитель ГУ - ГУ ПФР N10 по г. Москве и МО.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как следует из материалов дела, решением ГУ - ГУ ПФР N 10 по городу Москве и Московской области от 16.09.2016г. Ф.И.О. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда на основании п.п.1 п.1 ст. 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом согласно данному решению, в Клиентскую службу "**" по почте поступило заявление от истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости. К заявлению были приложены копия трудовой книжки, копия свидетельства о рождении, копия свидетельства о регистрации по месту пребывания и нечитаемые копии архивных справок, справок о работе и заработной плате, копия диплома. В этой связи истцу было направлено уведомление о необходимости представления оригиналов справок, однако по истечению 3 месяцев документы ею предоставлены не были.
27.09.2016г. истец повторно о братилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области от 28.02.2017г. N1 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы.
При этом в подсчет специального стажа не включены периоды работы истца с 01.01.1998 г. по 01.08.2006 г. в ПО "***" и с 03.08.2006 г. по 30.09.2013 г. в ** горно-металлургическом комбинате ввиду не подтверждения характера льготной работы в указанные периоды, а также периоды работы на территории Узбекистана после 01.01.2012г, поскольку не подтвержден факт уплаты страховых взносов.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам. В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
13.03.1992 между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Таким образом, данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.
В силу ст. 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно трудовой книжке на имя Ф.И.О, с 01.01.1998 г. по 01.08.2006 г. в разных должностях ПО "**" и с 03.08.2006 г. по 30.09.2013 г. истец работала в разных должностях ** горнометаллургического комбината.
Согласно справкам АО "**" от 18.02.2016 г. и 04.03.2016 г. Ф.И.О. работала с 01.01.1998 г. по 13.05.2003 г. в качестве машиниста компрессорных установок в цехе N 14 "***" органического производства, а также с 14.05.2003 г. по 01.08.2006 г. в качестве аппаратчика синтеза опытной установки получения полиакриламидов производство Катализатора и была занята с полным рабочим днем за исключением следующих периодов: отпуск без сохранения заработной платы с 01.01.1998 г. по 03.01.1998 г, с 03.03.1998 г. по 06.03.1998 г.; прочие отвлечения от основной работы, легкий труд с 01.12.1998 г. по 17.06.1999 г.
Указанные периоды работы включены в Список N1 раздел VIII 10800000,1080А000-17541, п.А 1080А010, стаж работы истца, дающий право на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1 составляет 08 лет 00 мес. 06 дней.
Аналогичные сведения изложены в справках АО "**" от 29.11.2017 г. и 30.11.2017 г, представленных в суд с приложением карт оценки условий труда по степени вредности и опасности, приказов, личной карточки работника.
В справках АО "**" от 09.10.2013 г, 23.02.2016 г. и 19.08.2016 г. о заработной плате истца за период с 1995 по 2006 г. отмечено, что со всех сумм, включенных в справку производились отчисления по установленным тарифам до 01.01.1991 г. в бюджет Государственного социального страхования, с 01.01.1991 г. в Пенсионный фонд СССР, до01.01.1994 г. в Узбекское республиканское отделение Пенсионного фонда СССР, с 01.01.1997 г. в Пенсионный фонд при Министерстве Социального Обеспечения Республики Узбекистан, с 01.01.2001 г. во внебюджетный Пенсионный фонд Республики Узбекистан.
Согласно справкам ** горно-металлургического комбината от 08.10.2013 г. от 26.07.2016 г. Ф.И.О. работала полный рабочий день в полном рабочим режиме на ГМЗ-1 и Рудоуправление "ГМЗ-1" НГМК с 03.08.2006 г. в санпропускнике гардеробщиком 1 разряда, была закреплена постоянно по обслуживанию отделения уранового передела технологического цеха N 3 по приему и выдачи спец.одежды, белья, в условиях радиационной вредности, что предусмотрено Списком 1 раздела XXIV, подразделом 17 (шифр 12417000-1754а), утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N10. Уран по химической токсичности относится к группе радиационной опасности - Г (НРБ76/87). С 24.01.2007 г. переведена в отдел охраны труда и техники безопасности в группу по контролю за условиями труда в технологических цехах дозиметристом 3 разряда, в условиях радиационной вредности, что предусмотрено Списком N 1 раздел XXIV, подраздел 15 (шифр 12402000-17541). 30.09.2013 г. трудовой договор прекращен.
В справке ** горно-металлургического комбината о заработной плате истца за период с 2006 года по 2013 года также отмечено об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд социального страхования.
Кроме того, факт перечисления страховых взносов подтвержден ** горнометаллургического комбината в справках от 13.12.2017 г, представленных по запросу суда, а также ** городским отделом Внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве Финансов Республики Узбекистан в актах проверки от 25.01.2018 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, приняв во внимание положения п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", правомерно пришел к выводу об обязании ответчика включить в специальный стаж истца периоды работы истца с 04.01.1998 г. по 02.03.1998 г, с 07.03.1998 г. по 30.11.1998 г, с 18.06.1999 г. по 01.08.2006 г, с 03.08.2006 г. по 30.09.2013 г. в качестве работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку из представленных доказательств, в том числе справок работодателя, усматривается, что в рассматриваемый спорный период истец в течение полного рабочего дня была занята выполнением работ, предусмотренных Списком N1, и производились отчисления страховых взносов, что подтверждено представленными суду доказательствами.
Вместе с тем, требования истца о включении в подсчет льготного стажа периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 01.01.1998 г. по 03.01.1998 г, с 03.03.1998 г. по 06.03.1998 г. и на легком труде с 01.12.1998 г. по 17.06.1999 г. обоснованно отклонены судом, поскольку доказательств того, что работа истцом в данные периоды выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции верно указал, что при включении периодов работ засчитанных судом в специальный стаж истца, у истца, 1970 г.р, обратившейся в пенсионный отдел 27.09.2016 г, образуется специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона РФ "О страховых пенсиях" с 27.09.2016 г.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они отвечает требованиям закона.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности, основаны на нормах права, не противоречат разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии по основаниям, указанным в решении пенсионного органа, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на иную оценку доказательств, собранных и исследованных судом в полном соответствии с процессуальным законом, основаны на неверном толковании материального закона, правильно примененного судом первой инстанции.
Судом все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Басманного районного суда города Москвы от 21 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.