Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретаре Евтееве К.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по городу Москве на решение Московского городского суда от 25 июня 2018 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" удовлетворить.
Признать незаконным отказ комиссии по рассмотрению споров о
результатах определения кадастровой стоимости при Управлении
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Москве в принятии к рассмотрению заявления
общероссийской общественно-государственной организации
"Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *******, площадью 36 411 кв.м, расположенного по адресу: *******, оформленный в виде уведомления секретаря комиссии от 16 января 2018 года за N *****.
Обязать комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве рассмотреть по существу в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу поданное 29 декабря 2017 года заявление общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *******, площадью 36 411 кв.м, расположенного по адресу: *******,
УСТАНОВИЛА:
общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" обратилась в Московский городской суд с административным иском о признании незаконным уведомления комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2018 года за N 51-4013/2018 об отказе в принятии документов о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *******, расположенного по адресу: *******; возложении на комиссию обязанность рассмотреть по существу поданное 29 декабря 2017 года заявление общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
Требования мотивированы тем, что заявление общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" является арендатором вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером *******. С целью соблюдения обязательного досудебного порядка определения кадастровой стоимости административный истец подал в комиссию 29 декабря 2017 года заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года, с приложением необходимых документов. Однако уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 16 января 2018 года за N 51-4013/2018 административному истцу отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с указанием, что не представлен отчёт об оценке, содержащий сведения о рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость - 20 февраля 2017 года (дата оценки в отчёте от 27 декабря 2017 года N 23-0/1- 01 января 2016 года). Административный истец считает незаконным и подлежащим отмене указанное уведомление.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Управление Росреестра по Москве.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Управления Росреестра по Москве, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" является арендатором земельного участка с кадастровым номером *******, расположенного по адресу: *******.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2016 года.
29 декабря 2017 года Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного объекта.
Уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 16 января 2018 года за N 51-4013/2018 отказано в принятии заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года.
Указанный отказ мотивирован тем, что не представлен отчёт об оценке, содержащий сведения о рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость - 20 февраля 2017 года (дата оценки в отчёте от 27 декабря 2017 года N 23-0/1- 01 января 2016 года).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) (часть 1).
Согласно пункту 1 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России N 69 от 22 февраля 2011 года "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок), комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Порядка комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением указанных в этой норме документов.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Пункт 15 Порядка предусматривает, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 263, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Полномочия секретаря Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными; на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости.
Разрешая спор, признавая незаконными уведомление Комиссии и обязывая Комиссию рассмотреть поданное заявление истца, суд первой инстанции исходил из того, что к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, поданному в Комиссию, административным истцом был представлен полный пакет документов, предусмотренный вышеприведенными требованиями закона, между тем, секретарем комиссии необоснованно заявление возвращено, поскольку Порядок не наделяет секретаря комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу ( пункты 19, 20 Порядка.)
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
С доводами апелляционной жалобы согласиться нельзя, поскольку перечень оснований для отказа в принятии заявления является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Указанные выше нормативные правовые положения не наделяют секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу ( пункты 19, 20 Порядка).
Так, несоответствие представленных документов по их содержанию предъявляемым к ним требованиям может является основанием для отклонения Комиссией заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 25 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по городу Москве - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.