Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретаре Осиповой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от дата, которым постановлено: Административное исковое заявление наименование организации об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0003013:1120, общей площадью 6 546,1 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, д.107, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:06:0003013:85, площадью 3200 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, вл. 107, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере сумма.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0003013:1120, общей площадью 6 546,1 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, д.107, земельного участка с кадастровым номером 77:06:0003013:85, площадью 3200 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, вл. 107.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с дата и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, нежилого здания считать дата.
УСТАНОВИЛА:
наименование организации (далее наименование организации) дата (обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости имело место дата) обратилось в Московский городской суд с указанным административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просило об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, с кадастровым номером 77:06:0003013:1120, общей площадью 6 546,1 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, д.107, собственником которого оно является, земельного участка, с кадастровым номером 77:06:0003013:85, площадью 3200 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, вл. 107, принадлежащего ему на праве аренды, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере сумма и сумма соответственно, применив изменённую кадастровую стоимость для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с дата.
Свои требования наименование организации мотивирует тем, что несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости названных объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога и арендной платы, размер которых исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
При этом права административного истца, нарушенные несоответствием внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка их рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Представитель административного истца наименование организации в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, в материалы дела представил заявление об уточнении исковых требований, в котором просил установить кадастровую стоимость нежилого здания и земельного участка в размере их рыночной стоимости, определённой по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представители административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в письменных объяснениях требования административного истца не признали.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещённый о времени и месте судебного разбирательства, не явился.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, наименование организации не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что наименование организации на праве собственности принадлежит здание, назначение: нежилое, с кадастровым номером 77:06:0003013:1120, общей площадью 6 546,1 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, д.107, что подтверждается свидетельством о праве собственности от дата серия 77 АО N 096029, на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:06:0003013:85, площадью 3200 кв.м, расположенный по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, вл. 107, что подтверждается договором аренды земельного участка N М-06-015478 от дата, заключённым административным истцом с Департаментом городского имущества города Москвы, по условиям которого земельный участок передан арендатору на условиях долгосрочной аренды для эксплуатации здания под торговые, административные цели и гараж, а также дополнительными соглашениями к нему.
Постановлением Правительства Москвы от дата N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на дата).
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0003013:1120 по состоянию на дата составила сумма
Постановлением Правительства Москвы от дата N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москве по состоянию на дата" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на дата.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:06:0003013:85 по состоянию на дата составила сумма
В обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости здания и земельного участка в размере их рыночной стоимости административным истцом представлены отчёты от дата N N 4403-12/17, 2536-22/17, составленные наименование организации (далее отчёты N N 4403-12/17, 2536-22/17), согласно которым рыночная стоимость здания с кадастровым номером 77:06:0003013:1120 по состоянию на дата определена в размере сумма, земельного участка с кадастровым номером 77:06:0003013:85 на ту же дату - в размере сумма
Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от дата N N 51-32371/2017, 51-32372/2017 отклонены заявления наименование организации о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости объектов недвижимости, определённой в отчётах об оценке, от их кадастровой стоимости, определением суда от дата по делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчётов N N 4403-12/17, 2536-22/17 на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено наименование организации.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 191/07/2018 от дата, составленному наименование организации, отчёты N N 4403-12/17, 2536-22/17 не соответствуют требованиям Федерального закона от дата N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; рыночная стоимость объектов недвижимости, определённая оценщиком в названных отчётах, не подтверждается; рыночная стоимость здания с кадастровым номером 77:06:0003013:1120 по состоянию на дата по результатам судебной экспертизы составляет сумма, земельного участка с кадастровым номером 77:06:0003013:85 по состоянию на ту же дату составляет сумма
На основании заключения эксперта наименование организации административный истец уточнил требования в порядке статьи 46 КАС РФ и просил установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0003013:1120 в размере рыночной - сумма, земельного участка с кадастровым номером 77:06:0003013:85 также в размере рыночной, равной сумма
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должны быть установлены в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Также иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.