Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Асташкиной Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от дата, которым постановлено: "Административное исковое заявление наименование организации об установлении кадастровой стоимости земельного участка, нежилого здания равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002020:1013, общей площадью 20 834,8 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Коровинское шоссе, д. 10, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере 1 285 323 000 (один миллиард двести восемьдесят пять миллионов триста двадцать три тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002020:36, площадью 25 217 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Коровинское шоссе, вл. 10, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере 487 334 000 (четыреста восемьдесят семь миллионов триста тридцать четыре тысячи) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002020:1013, общей площадью 20 834,8 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Коровинское шоссе, д. 10, земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002020:36, площадью 25 217 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Коровинское шоссе, вл. 10.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с дата и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, нежилого здания дата."
УСТАНОВИЛА:
наименование организации (далее наименование организации) дата (обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости имело место дата) обратилось в Московский городской суд с указанным административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просило об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, с кадастровым номером 77:09:0002020:1013, общей площадью 20 834,8 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Коровинское шоссе, д. 10, собственником которого оно является, земельного участка, с кадастровым номером 77:09:0002020:36, площадью 25 217 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Коровинское шоссе, вл. 10, принадлежащего ему на праве аренды, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на дата в размере 1 285 323 000 руб. и 487 334 000 руб. соответственно, применив изменённую кадастровую стоимость для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с дата.
Свои требования наименование организации мотивирует тем, что несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости названных объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога и арендной платы, размер которых исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
При этом права административного истца, нарушенные несоответствием внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка их рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Представитель административного истца наименование организации (по доверенности) Мишин А.М. поддержал заявленные требования, с учетом их уточнения.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы (по доверенности) Смолина Л.О, представляющая также на основании доверенности интересы заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы, требования административного истца не признала.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещённый о времени и месте судебного разбирательства, не явился.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, наименование организации не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что наименование организации на праве собственности принадлежит здание, назначение: нежилое, с кадастровым номером 77:09:0002020:1013, общей площадью 20 834,8 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, Коровинское шоссе, д. 10, что подтверждается свидетельством о праве собственности от дата серия 77-АО N 050754, на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:09:0002020:36, площадью 25 217 кв.м, расположенный по адресу: г.Москва, Коровинское шоссе, вл. 10, что подтверждается договором аренды земельного участка N М-09-030889 от дата, заключённым административным истцом с Департаментом земельных ресурсов города Москвы, по условиям которого земельный участок передан арендатору на условиях долгосрочной аренды для эксплуатации гостиничного комплекса.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002020:1013 по состоянию на дата составила 1 827 840 545,92 руб.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002020:36 по состоянию на дата составила 719 798 334,89 руб.
В обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости здания и земельного участка в размере их рыночной стоимости административным истцом представлен отчёт от дата N НЕ-10-80, составленный наименование организации (далее отчёт N НЕ-10-80), согласно которому рыночная стоимость здания с кадастровым номером 77:09:0002020:1013 по состоянию на дата определена в размере 1 127 000 000 руб, земельного участка, с кадастровым номером 77:09:0002020:36 на дата определена в размере 449 000 000 руб.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от дата N 51-5033/2017 отклонено заявление наименование организации о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости объектов недвижимости, определённой в отчёте об оценке, от их кадастровой стоимости, определением суда от дата по делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчёта N НЕ-10-80 на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено эксперту наименование организации Ильинской И.С.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 03/04/2018-ЭЗ от дата, составленному наименование организации, отчёт N НЕ-10-80 не соответствует требованиям Федерального закона от дата N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; рыночная стоимость объектов недвижимости, определённая оценщиком в названном отчёте, не подтверждается; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002020:1013 по состоянию на дата по результатам судебной экспертизы составляет 1 285 323 000 руб, земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002020:36 по состоянию на ту же дату составляет 487 334 000 руб.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Также иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.