Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Юдиной А.М, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Асташкиной Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по городу Москве на решение Московского городского суда от 25 июня 2018 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Ви Холдинг Девелопмент" удовлетворить.
Признать незаконным отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в принятии к рассмотрению заявления общества с ограниченной ответственностью "Ви Холдинг Девелопмент" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ******, площадью 86 451 кв.м, расположенного по адресу: ******, оформленный в виде уведомления секретаря комиссии от 12 января 2018 года за ****.
Обязать комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве рассмотреть по существу в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу поданное 27 декабря 2017 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Ви Холдинг Девелопмент" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ******, площадью 86 451 кв.м, расположенного по адресу: ******,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Ви Холдинг Девелопмент" обратилось в Московский городской суд с административным иском о признании незаконным уведомление комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 12 января 2018 года за N 51-2801/2018 об отказе в принятии документов о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ******, площадью 86 451 кв.м, расположенного по адресу: ******; обязании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность рассмотреть по существу поданное 27 декабря 2017 года заявление ООО "Ви Холдинг Девелопмент" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ******, площадью 86 451 кв.м, расположенного по адресу: ******.
Требования мотивированы тем, что ООО "Ви Холдинг Девелопмент" является арендатором земельного участка с кадастровым номером ******, размером 86 451 кв.м, расположенного по адресу: ******. С целью соблюдения обязательного досудебного порядка определения кадастровой стоимости
административный истец 27 декабря 2017 года подал в комиссию заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости, с приложением необходимых документов. Однако уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 12 января 2018 года за N51- 2801/2018 административному истцу отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Управление Росреестра по Москве.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Управления Россреестра по Москве, Правительства Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ООО "Ви Холдинг Девелопмент" является арендатором земельного участка с кадастровым номером ******, размером 86 451 кв.м, расположенного по адресу: ******.
27 декабря 2017 года административный истец обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по основанию установления в отношении объекта рыночной стоимости.
К заявлению приложена выписка из ЕГРН на объект, нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права, отчет об оценке на бумажном и электронных носителях, документы на должностных лиц компании.
Уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 12 января 2018 года за N51- 2801/2018 отказано в принятии заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - 17 мая 2017 года - неверная, так как согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - 06 декабря 2017 года, не представлен отчёт об оценке, содержащий сведения о рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость - 06 декабря 2017 года (дата оценки в отчёте от 25 декабря 2017 года N 01/12-04- 17 мая 2017 года).
Между тем, согласно положениям статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменения вида разрешенного использования земельного участка или уточнение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222, с применением утвержденного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель.
С учетом изложенного и в соответствии в материалами дела датой определения кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка является 17 мая 2017 года.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) (часть 1).
Согласно пункту 1 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22 февраля 2011 года "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок), комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создаётся уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Порядка комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подаётся заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением указанных в этой норме документов.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Пункт 15 Порядка предусматривает, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чём секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утверждённом Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 263, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Полномочия секретаря Комиссии по приёму либо возврату заявления являются чётко регламентированными; на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Разрешая спор, признавая незаконными уведомление Комиссии и обязывая Комиссию рассмотреть поданное заявления общества, суд первой инстанции исходил из того, что к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, поданному в Комиссию, административным истцом был представлен полный пакет документов, предусмотренный вышеприведенными требованиями закона, между тем, секретарем комиссии необосновано заявление возвращено, поскольку Порядок не наделяет секретаря комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу ( пункты 19, 20 Порядка).
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
С доводами апелляционной жалобы согласиться нельзя, поскольку перечень оснований для отказа в принятии заявления является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Указанные выше нормативные правовые положения не наделяют секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (пункты 19, 20 Порядка).
Так, несоответствие представленных документов по их содержанию предъявляемым к ним требованиям может является основанием для отклонения Комиссией заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств и выводов судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку согласно положениям ст.ст. 60-62, 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 25 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.