Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Грицких Е.А.
при секретаре Г* А.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3А-97/2019 по административному исковому заявлению ООО "ЭНЭРА-ЭЛЕКТРОНИКС" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2016 года в размере рыночной кадастровую стоимость следующих помещений:
- нежилое, общая площадь 894,4 кв. м, номера на поэтажном плане: этаж 1, помещение XXXVII, расположенное по адресу: *, с кадастровым номером * в размере 56 592 000 руб.;
- нежилое, общая площадь 397,7 кв. м, этаж 8, расположенное по адресу: *, с кадастровым номером *в размере 24 674 000 руб.;
- нежилое, общая площадь 305,7 кв. м, этаж 1, расположенное по адресу: *, с кадастровым номером *в размере 21 401 000 руб.;
- нежилое, общая площадь 426,3 кв. м, этаж 8, расположенное по адресу: *, с кадастровым номером *в размере 26 448 000 руб. Также истец просил обязать административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником указанных объектов недвижимости.В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащих ему нежилых помещений, налоговая база по которым исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП установлена следующая кадастровая стоимость нежилых помещений:
- с кадастровым номером * в размере 121 289 655,55 руб.;
- с кадастровым номером *в размере 52 309 743,48 руб.;
- с кадастровым номером *в размере 40 757 385,25 руб.;
- с кадастровым номером *в размере 55 871 359,72 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, существенно превышая ее, истец обратился к независимому оценщику ИП Боярову В.В. за составлением отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости. Согласно отчету N483-09-17/2 от 19.10.2017 года по состоянию на 01.01.2016 г. определена рыночная стоимость помещений, принадлежащих истцу:
- нежилое, общая площадь 894,4 кв. м, номера на поэтажном плане: этаж 1, помещение XXXVII, расположенное по адресу: *, с кадастровым номером * в размере 56 592 000 руб.;
- нежилое, общая площадь 397,7 кв. м, этаж 8, расположенное по адресу: *, с кадастровым номером *в размере 24 674 000 руб.;
- нежилое, общая площадь 305,7 кв. м, этаж 1, расположенное по адресу: *, с кадастровым номером *в размере 21 401 000 руб.;
нежилое, общая площадь 426,3 кв. м, этаж 8, расположенное по адресу: *, с кадастровым номером *в размере 26 448 000 руб.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, просил назначить повторную экспертизу по делу, в удовлетворении ходатайства судом было отказано.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, допросив эксперта, обсудив исковое заявление и возражения на него, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат:
- нежилое, общая площадь 894,4 кв. м, номера на поэтажном плане: этаж 1, помещение XXXVII, расположенное по адресу: *, с кадастровым номером *;
- нежилое, общая площадь 397,7 кв. м, этаж 8, расположенное по адресу: *, с кадастровым номером 77:06:0004009:4327;
- нежилое, общая площадь 305,7 кв. м, этаж 1, расположенное по адресу: *, с кадастровым номером 77:06:0004009:4319;
- нежилое, общая площадь 426,3 кв. м, этаж 8, расположенное по адресу: *, с кадастровым номером 77:06:0004009:4328, что подтверждается представленными в материалы дела копиями свидетельства о государственной регистрации права, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП утверждена следующая кадастровая стоимость нежилых помещений:
- с кадастровым номером * в размере 121 289 655,55 руб.;
- с кадастровым номером *в размере 52 309 743,48 руб.;
- с кадастровым номером *в размере 40 757 385,25 руб.;
- с кадастровым номером *в размере 55 871 359,72 руб.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке N483-09-17/2 от 19.10.2017, составленный ИП Бояровым В.В, согласно которому по состоянию на 01.01.2016 г. определена рыночная стоимость нежилых помещений, принадлежащих истцу в следующих размерах:
- с кадастровым номером * в размере 56 592 000 руб.;
- с кадастровым номером *в размере 24 674 000 руб.;
- с кадастровым номером *в размере 21 401 000 руб.;
- с кадастровым номером *в размере 26 448 000 руб.
Представитель административных ответчиков, настаивая на отказе в удовлетворении иска, в ходе рассмотрения дела по существу указывал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости объектов недвижимости и в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 06ноября 2018 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "РООСКОНСАЛТГРУП".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке, представленный административным истцом, составлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
По результатам судебной экспертизы установлена рыночная стоимость нежилых помещений:
- с кадастровым номером * в размере 96 478 041 000 руб.;
- с кадастровым номером *в размере 46 436 563 руб.;
- с кадастровым номером *в размере 36 911 709 руб.;
- с кадастровым номером *в размере 49 336 650 руб.
Рыночная стоимость определена в заключении эксперта по состоянию на 01 января 2016 года, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объектов недвижимости согласно выпискам о кадастровой стоимости.
Представитель административного истца не согласился с выводами эксперта, указал на некорректный подбор аналогов, завышение ставок аренды, занижение динамики рынка, отсутствие корректировок, представил рецензию N003/Э-19 от 10.01.2019 года.
Судом для проверки доводов административного истца был вызван в судебное заседание и допрошен эксперт Комиссаров Г.А, который выводы судебной экспертизы подтвердил.
Проанализировав экспертное заключение, оценив пояснения эксперта, допрошенного в судебном заседании, в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу, что правильность изложенных в нем выводов административным истцом не опровергнута, определенная экспертом итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в городе Москве, подобраны наиболее подходящие объекты-аналоги для сравнительного подхода и доходного подхода по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам объекта оценки, определяющим его стоимость; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2016 года.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что выводы эксперта мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом, и ее производство поручалось выбранному им экспертному учреждению. Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Составленное экспертное заключение основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах суд расценивает заключение эксперта как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанных в нем итоговых величин рыночной стоимости объектов оценки, которые могут быть положены в основу решения.
Судом также отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Датой обращения административного истца с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 21 ноября 2017 года.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано 21.11.2017 г, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Требования административного истца об обязании Управления Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Москве внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости относительно кадастровой стоимости помещений удовлетворению не подлежат, так как в силу положений ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ такая обязанность у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом. Следовательно, на момент рассмотрения дела в суде основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют. Кроме того, сами сведения об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" вносятся не в государственный кадастр недвижимости, а в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2016 года в размере рыночной кадастровую стоимость помещений:
- нежилое, общая площадь 894,4 кв. м, номера на поэтажном плане: этаж 1, помещение XXXVII, расположенное по адресу: *, с кадастровым номером * вразмере 96 478 041 руб.;
- нежилое, общая площадь 397,7 кв. м, этаж 8, расположенное по адресу: *, с кадастровым номером *в размере 46436 563 руб.;
- нежилое, общая площадь 305,7 кв. м, этаж 1, расположенное по адресу: *, с кадастровым номером *в размере 36911 709 руб.
- нежилое, общая площадь 426,3 кв. м, этаж 8, расположенное по адресу: *, с кадастровым номером *в размере 49 336 650 руб.
на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 ноября 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Е.А. Грицких
Мотивированное решение изготовлено: 14.01.2019
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.