Московский городской суд в составе председательствующего судьи Дорохиной Е.М., при секретаре Сидорове В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-104/2019 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ипотечное агентство недвижимости "Старт-Эстэйт" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ипотечное агентство недвижимости "Старт-Эстэйт" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, определенной по состоянию на 01.01.2016 г. в сумме 159 001 500 руб, исключении указанной стоимости из Единого государственного реестра недвижимости и внесении в него сведений о размере кадастровой стоимости участка, определенной по состоянию на ту же дату, исходя из удельного показателя для 9 группы видов разрешенного использования, на период с 1 января 2017 г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость участка была определена исходя из удельного показателя для 7 группы видов разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", - тогда как по состоянию на 01.01.2016 г. его вид разрешенного использования был определен как "под размещение существующего объекта недвижимого имущества", а поскольку на нем расположен производственно-складской комплекс, то для определения его кадастровой стоимости должен был быть учтен удельный показатель для 9 группы видов разрешенного использования, таким образом, при определении кадастровой стоимости земельного участка были учтены недостоверные сведения об объекте оценке, что привело к необоснованному завышению его кадастровой стоимости, и, как следствие, к необоснованному увеличению налогового бремени административного истца. При проведении государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2014 г. также были учтены недостоверные сведения о земельном участке и его кадастровая стоимость на указанную дату была установлена исходя из удельного показателя для 7 группы видов разрешенного использования, что было установлено вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 21.11.2016 г, однако, при проведении очередной государственной кадастровой оценки - по состоянию на 01.01.2016 г. - участок вновь был отнесен к неверно определенной группе видов разрешенного использования, в связи с чем административный истец 26.11.2018 г. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, однако, данное заявление в установленном законом порядке рассмотрено не было.
Представитель административного истца Лазарев Д.В. в судебном заседании заявленное требование поддержал.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы Миндзаев Г.О. в суд явился, иск не признал.
Представитель Управления Росреестра по Москве в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся лиц и исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 названного Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка ( пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Из материалов дела следует, что ООО "Ипотечное агентство недвижимости "Старт-Эстэйт" на основании договора купли-продажи земельного участка N 5 от 04.02.2005 г. и купчей от 17.04.2006 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 10 000 кв.м, расположенного по адресу: ***. Согласно данным, которые были указаны в свидетельстве о собственности на земельный участок (л.д. *** ), по состоянию на дату его отчуждения в пользу административного истца, а также по состоянию на 01.01.2014 г, он имел категорию "Земли населенных пунктов" и вид использования "под размещение существующего объекта недвижимого имущества", - что было установлено решением Московского городского суда от 21.11.2016 г. (л.д. *** ), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 15.03.2017 г. (л.д. *** ) и вступившим в законную силу.
Тем же решением Московского городского суда от 21.11.2016 г. было установлено, что н а указанном выше земельном участке расположено принадлежащее административному истцу нежилое здание ? производственно-складской комплекс, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 6 845,4 кв.м, - в связи с чем земельный участок с кадастровым номером *** подлежал отнесению к 9 группе видов разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжений, сбыта и заготовок". Указанное обстоятельство в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ не доказывается вновь и не подлежит оспариванию при рассмотрении настоящего административного дела, поскольку в его рассмотрении участвуют те же лица, в отношении которых установлено это обстоятельство.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 г. N 791-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01.01.2016 г.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** была установлена в размере 159 001 500 руб. (л.д. *** - извлечение).
Из сообщения Управления Росреестра по Москве от 13.11.2018 г. (л.д. *** ) следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01.01.2016 г. была определена исходя из 7 группы видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения".
Право юридических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с абзацами 11 и 37 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в том числе недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из изложенного, кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
По состоянию на дату принятия и введения в действие постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 г. N 791-ПП в г. Москве Правила землепользования и застройки утверждены не были. В соответствии с п/п. 6 п. 1 ст. 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки установлен в постановлении Правительства Москвы от 28.04.2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", в пункте 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными названным Приказом, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).
В соответствии с п. 3.1 постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" фактическое использование земельного участка определяется на основании установленных при технической инвентаризации сведений о функциональном назначении зданий и сооружений, расположенных на таком земельном участке.
Таким образом, в силу положений п. 3 указанного постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 г. N 363-ПП, при отсутствии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки разрешенное использование земельного участка должно соответствовать фактическому использованию такого земельного участка, определенного на основании сведений о функциональном назначении зданий, расположенных на таком земельном участке.
Как указывалось выше, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, установленная по состоянию на 01.01.2016 г, была определена исходя из 7 группы видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", - что отражено в уведомлении Росреестра по Москве от 13.11.2018 г. (л.д. *** ) и согласуется с данными, приведенными в таблице 2 приложения к постановлению Правительства Москвы от 29.11.2016 г. N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." (л.д. *** ). Между тем, названный земельный участок по состоянию на 01.01.2016 г. подлежал отнесению к 9 группе видов разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжений, сбыта и заготовок" - что было установлено упомянутым выше вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 21.11.2016 г.
В последующем, распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы N 25861 от 14.08.2017 г. (л.д. *** ) вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** был изменен и установлен как "производственная деятельность (6.0) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))", - тем самым, вид разрешенного использования земельного участка был приведен в соответствие с действующей классификацией, - что подтверждает утверждения истца о неверном отнесении указанного выше земельного участка к 7 группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", и что привело к необоснованному завышению кадастровой стоимости участка, и, как следствие, к увеличению размера подлежащего уплате налога.
Также судом было установлено, что 26.11.2018 г. административный истец обратился в Комиссию с соответствующим заявлением об исправлении недостоверных сведений, содержащихся в ЕГРН (л.д. *** ) однако, с ведений о рассмотрении Комиссией этого заявления в установленный законом срок с вынесением соответствующего решения у суда не имеется.
Учитывая, что недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости в силу ч. 1 ст. 248 КАС Российской Федерации является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о наличии оснований к удовлетворению требований истца об исключении из ЕГРН сведений о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере 159 001 500 руб, определенной по состоянию на 01.01.2016 г, и внесении в названный реестр сведений о размере кадастровой стоимости указанного участка, определенной по состоянию на 01.01.2016 г. исходя из удельного показателя для 9 группы видов разрешенного использования, на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере 159 001 500 руб, определенной по состоянию на 01 января 2016 года.
Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, определенной по состоянию на 01 января 2016 года исходя из удельного показателя для 9 группы видов разрешенного использования, на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Московского городского суда Е.М. Дорохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.