Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Лучкиной С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-3942/2018 по административному исковому заявлению ЗАО "Спортивно-Экологический комплекс "Лата Трэк" об оспаривании действий секретаря Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия секретаря Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве по ведению протокола заседания Комиссии N 26 от 21.08.2018г. в части указания результатов голосования, принятых решений и обоснования этих решений по 49 вопросу повестки дня; признать незаконным Решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 21.08.2018г. N 51-17627/2018; обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве повторно рассмотреть поданное 27 декабря 2017 г. заявление ЗАО "Спортивно-Экологический комплекс "Лата Трэк" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ***.
В обоснование административных исковых требований указано, что 27 декабря 2017 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее также Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Решением Комиссии от 24.01.2018г. N 51-6136/2018 заявление административного истца отклонено. Решением Московского городского суда от 22.05.2018г. указанное выше решение Комиссии было признано незаконным, на Комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление. Оспариваемым решением Комиссии от 21.08.2018г. N 51-17627/2018 заявление вновь было отклонено ввиду несоответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, кадастровая стоимость оставлена без изменений.
Административный истец с решением Комиссии об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости не согласен, указал, что представленный в обоснование заявления отчет об оценке соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. Секретарем Комиссии в протоколе не отражены результаты голосования по каждому вопросу каждого из членов Комиссии, по мнению административного истца фактически голосование не производилось, протокол Комиссии не содержит необходимых сведений, что исключает возможность проверки результатов голосования.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал в полном объеме. Представители Управления Росреестра по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали по доводам письменного отзыва. Представитель Правительства Москвы против удовлетворения административных исковых требований возражал.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что административный истец на основании договора от 04.09.2009г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером *** площадью 1 454 350 кв.м. по адресу: ***. Земельный участок по условиям пункта 1.1 договора предоставлен для эксплуатации и развития объектов спортивного назначения. Пунктом 2.1. договора предусмотрено, что он заключен сроком на 25 лет.
Приложением 1 к договору аренды предусмотрена уплата арендной платы в размере 0,05% кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка установлена постановлением Правительства Москвы N 791-ПП от 29.11.2016г. по состоянию на 01 января 2016 года в размере 32 463 011 742 руб.
В соответствии с п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, административный истец имеет правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости и вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
Реализуя свое право на пересмотр установленной в отношении земельного участка кадастровой стоимости по мотиву установления в отношении объекта рыночной стоимости, административный истец 27.12.2017г. обратился в Комиссию с заявлением, представив необходимый комплект документов, в том числе, выписки из ЕГРН об оспариваемой кадастровой стоимости, нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов, отчет об оценке.
Решением Комиссии от 21.08.2018г. N 51-17627/2018 заявление административного истца отклонено по мотиву несоответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности. Так, в решении Комиссии указано, что отчет не соответствует требованиям ст.11 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", не соответствует принципу однозначности, не соответствует пункту 5 ФСО N 3, поскольку расчет рыночной стоимости объекта осуществлен лишь с применением доходного подхода на основании данных, полученных от заказчика оценки, а не на основании рыночных данных развитого рынка недвижимости г. Москвы; оценщик произвел оценку бизнеса правообладателя объекта оценки, что вводит в заблуждение и не формирует стоимость оцениваемого земельного участка, представленного на открытом рынке как условно-свободного.
Рассматривая требования административного истца, суд приходит к следующему.
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу п. 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - также Порядок), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Исходя из положений Закона об оценочной деятельности, а также Порядка, комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, в частности, соответствия отчета об определении рыночной стоимости статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Приложением N 1 к Порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, установлены требования, предъявляемые к содержанию решения Комиссии об отклонении заявления по основанию несоответствия отчета требованиям законодательства в области оценочной деятельности.
В соответствии с указанными положениями нормативного правового акта, если Комиссия приходит к указанному выше выводу, то в решении указываются несоответствия оформления и содержания отчета об оценке с обоснованием и ссылками на положения нормативных правовых актов.
В нарушение нормативных положений Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, в тексте оспариваемого решения от 21.08.2018г. N 51-17627/2018 об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости не указаны выявленные Комиссией конкретные и достоверные несоответствия оформления отчета об оценке законодательству, отсутствует указание на обоснование выявленных несоответствий, отсутствуют ссылки на положения отчета и ссылки на конкретные положения нормативных правовых актов, которым, по убеждению Комиссии, не соответствует отчет.
Отсутствие надлежаще мотивированного решения Комиссии исключает возможность вывода о соответствии решения действующему законодательству, нарушает права и законные интересы общества, лишая его возможности узнать, по какой причине поданное заявление о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
Так, в тексте оспариваемого решения в качестве допущенного нарушения указано на применение оценщиком только одного подхода (доходного) для оценки стоимости объекта недвижимости. Вместе с тем, Комиссией не учтено, что в соответствии с п.24 ФСО N 1 оценщик самостоятельно определяет необходимость применения тех или иных подходов к оценке в рамках применения каждого из подходов. Обоснование выбора используемых подходов приведено в разделе 5.3 отчета об оценке, надлежащим образом обоснованно.
Иные нарушения, выявленные Комиссией в отчете об оценке, в тексте решения должным образом не конкретизированы, носят общий характер, сделаны без учета ссылок на конкретные разделы отчета, в связи с чем однозначно не свидетельствуют о допущенных оценщиком нарушениях законодательства в области оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки
В судебном заседании представитель Комиссии представил дополнительные пояснения, в которых указал на несоответствие отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности со ссылкой на необходимые нормативные положения, однако в тексте оспариваемого решения Комиссии подобные основания приведены не были, в связи с чем суд их не может принять во внимание.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения комиссии, в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления.
С учетом изложенного, решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 21.08.2018г. N 51-17627/2018 об отклонении заявления ЗАО "Спортивно-Экологический комплекс "Лата Трэк" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** подлежит признанию незаконным, и в целях устранения допущенных Комиссией нарушений суд возлагает на Комиссию обязанность повторно рассмотреть поданное 27 декабря 2017 г. заявление ЗАО "Спортивно-Экологический комплекс "Лата Трэк" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований об оспаривании действий секретаря Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве по ведению протокола заседания Комиссии N 26 от 21.08.2018г. в части указания результатов голосования, принятых решений и обоснования этих решений по 49 вопросу повестки дня.
Информация, подлежащая отражению в протоколе заседания Комиссии, указана в пункте 18 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263. В протоколе указывается дата, время и место проведения заседания; фамилии, инициалы членов и секретаря комиссии; фамилии, инициалы, места работы, должности лиц, присутствующих на заседании комиссии и не являющихся ее членами. Также в протоколе в отношении каждого рассматриваемого заявления указываются фамилия, имя, отчество заявителя, наименование юридического лица и его основной регистрационный номер записи о государственной регистрации, адрес (в случае, если заявление подано юридическим лицом); наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, адрес (в случае, если заявление подано указанными органами); кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, его местонахождение и адрес (при наличии); основания подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; пояснения, данные лицами, присутствующими на заседании; пояснения оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, и (или) пояснения исполнителя работ по определению кадастровой стоимости по вопросам, касающимся определения кадастровой стоимости объекта оценки, результаты которого оспариваются, и (или) иных лиц, представленные к заседанию комиссии в письменном виде; результаты голосования, решения, принятые членами комиссии, и обоснования этих решений; сведения о саморегулируемой организации (саморегулируемых организациях) оценщиков, члены которой (которых) осуществили определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости.
Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии не позднее трех рабочих дней с даты заседания.
Действующим законодательством не установлена форма протокола заседания Комиссии.
Из содержания протокола заседания Комиссии N 26 от 21.08.2018г. следует, что он содержит все сведения, перечисленные выше. Вопреки утверждению административного истца, в протоколе приведена информация о результатах голосования, на основании которых принято решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, данная информация является однозначной и не допускает иного толкования. С учетом изложенного, не подлежат удовлетворению требования административного истца о признании незаконными действий секретаря Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве по ведению протокола заседания Комиссии N 26 от 21.08.2018г. в части указания результатов голосования, принятых решений и обоснования этих решений по 49 вопросу повестки дня.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 21.08.2018г. N 51-17627/2018 об отклонении заявления ЗАО "Спортивно-Экологический комплекс "Лата Трэк" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ***.
Возложить на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность повторно рассмотреть поданное 27 декабря 2017 г. заявление ЗАО "Спортивно-Экологический комплекс "Лата Трэк" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.