Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Лучкиной С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-4086/2018 по административному исковому заявлению ООО "ПЕРЕКРЕСТОК-2000" об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным иском о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - также Комиссия) от 12 июля 2016 года N 51-3523/2016, которым по заявлению Департамента городского имущества города Москвы пересмотрена кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу; обязании Комиссии устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Департамента городского имущества города Москвы с уведомлением административного истца о назначенном заседании Комиссии, возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *** по адресу: ***. В отношении указанного помещения Комиссией было принято решение от 12 июля 2016 года о пересмотре кадастровой стоимости. Решение Комиссии административный истец полагает не соответствующим законодательству, принятым с нарушением установленной процедуры, поскольку о поступлении в Комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения на основании недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости на 01 января 2014 года, а также о дате и времени его рассмотрения административный истец уведомлен не был, что лишило его возможности реализовать свое право на участие в заседании Комиссии. Кроме того, как указал административный истец, в основу решения Комиссии от 12 июля 2016 года положен акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы N 9070247, который составлен по состоянию на 13 апреля 2016 года, а не на дату определения его кадастровой стоимости, то есть на 01 января 2014 года.
Решением Московского городского суда от 16 июня 2017 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 13 декабря 2017 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано. Кассационным определением Верховного Суда РФ от 17.10.2018 N 5-КГ18-220 состоявшиеся по делу судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию Московского городского суда.
При новом рассмотрении дела в судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме. Представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали по доводам письменных пояснений.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы административного искового заявления, возражений на него, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ООО "ПЕРЕКРЕСТОК-2000" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером *** по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29 мая 2015 года.
14 июня 2016 года заместитель руководителя Департамента городского имущества г. Москвы обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости помещения в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Решением Комиссии от 12 июля 2016 года заявление удовлетворено, принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, принадлежащего административному истцу, неверно отнесенного при определении кадастровой стоимости к 12 группе "Прочие объекты". Помещение отнесено решением Комиссии к 5 группе "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения".
На основании указанного Решения увеличена кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу нежилого помещения.
Установлено, что помещение с кадастровым номером *** было отнесено к группе 12 "Объекты иного назначения" на основании отчета об определении кадастровой стоимости от 04 июня 2014 года, который размещен в свободном доступе на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии http://rosreestr.ru в разделе "Фонд данных государственной кадастровой оценки" и содержит сведения о группах использования.
Согласно отчету к 12 группе "Объекты иного назначения" относятся объекты министерства обороны, объекты вспомогательного назначения (теплицы, хозяйственные постройки и т.д.), объекты, назначение которых не установлено. В свою очередь, объекты 5 группы "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения" представляют собой объекты коммерческой недвижимости, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Основанием для пересмотра кадастровой стоимости послужил акт обследования N 9070247 о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и помещения от 13 апреля 2016 года, из которого следует, что здание, в котором расположено спорное помещение, используется для размещения торговых объектов.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 263 (далее - Порядок).
Согласно пункту 16 Порядка секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 17 Порядка на заседании комиссии по рассмотрению заявления могут присутствовать заявитель и иные лица.
Из изложенных выше положений следует, что действующее законодательство предусматривает право собственника объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается иными лицами, принять участие в заседании Комиссии, рассматривающей заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, он имеет право ознакомиться с заявлением, привести свои доводы.
Судом установлено, что уведомление о поступлении и принятии заявления Департамента с указанием даты его рассмотрения направлено обществу не было, следовательно, административный истец был лишен возможности реализовать свое право на участие в заседании Комиссии.
С учетом изложенного, оспариваемое Решение Комиссии нельзя признать законным и обоснованным.
Кроме того, доказательством недостоверности сведений, как усматривается из Решения Комиссии, послужил акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 13 апреля 2016 г, который зафиксировал фактическое использование нежилых помещений на указанную дату как торговля, технические помещения, помещения общего пользования.
Вместе с тем, указанный документ не содержит данных о выявленных недостоверных сведениях об объекте, а фактическое использование нежилых помещений само по себе, в отсутствие исследования документов, послуживших основанием для установления государственной кадастровой оценки объекта капитального строительства, не свидетельствует о недостоверности сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
При вынесении решения Комиссии не учтено, что в соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности в целях выявления основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки, или в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 24.19 названного Федерального закона, с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ и орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.
В силу пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.
Таким образом, исследование вопроса о недостоверности использованных сведений при проведении государственной кадастровой оценки должно производиться на основе совокупности документов, право на представление которых имеется и у собственника объекта недвижимого имущества, однако это сделано Комиссией не было.
При таких обстоятельствах, оспариваемое Решение Комиссии от 12.07.2016г. N 51-3523/2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости помещений с кадастровыми номерами ***, *** подлежит признанию незаконным.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения комиссии, в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления.
С учетом изложенного, суд возлагает на Комиссию обязанность повторно рассмотреть поданное 22 июня 2016 г. заявление представителя Департамента городского имущества города Москвы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости помещений с кадастровыми номерами ***, *** в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда. Оснований для сокращения указанного срока, как о том указано в административном иске, суд не находит.
Как разъяснено в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об оспаривании решения Комиссии судебные расходы взыскиваются с государственного органа, при котором она создана, за счет казны Российской Федерации. Следовательно, с Управления Росреестра по Москве в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 12.07.2016г. N 51-3523/2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости помещений с кадастровыми номерами ***, ***.
Возложить на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность повторно рассмотреть поданное 22 июня 2016 г. заявление представителя Департамента городского имущества города Москвы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости помещений с кадастровыми номерами ***, *** в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Управления Росреестра по Москве в пользу ООО "ПЕРЕКРЕСТОК-2000" расходы по госпошлине в размере 2 000 (Двух тысяч) рублей.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.