Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А,
судей Кочергиной Е.Ю, Ховалыга Ш.А,
при секретаре Бичике Ю.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Е.Ю. гражданское дело по исковому заявлению Саан М.К. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тыва о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости со дня обращения по апелляционной жалобе истца Саан М.К. на решение Тандинского районного суда Республики Тыва от 7 августа 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Саан М.К. обратилась в суд с исковым заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тандинском районе Республики Тыва (далее - ГУ -УПРФ по Тандинскому району Республики Тыва) о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости со дня обращения, указывая на то, что в мае 2017 года обратилась в ГУ-УПФР по Тандинскому району Республики Тыва с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Однако решением ГУ-УПФР по Тандинскому району Республики Тыва от 25 августа 2017 года ей отказано, ввиду недостаточности требуемого стажа работы в количестве 25 лет. Согласно сведениям ответчика, её общий стаж составил 22 года 4 месяца 24 дня, при этом период работы с 1 января 2007 года по 9 января 2012 года был подсчитан в календарном исчислении. Вместе с тем, в указанный период она работала в должности акушерки родильного отделения **, в частности принимала роды, осуществляла уход и наблюдение за роженицами, организовывала своевременное обследование женщин. В трудовой книжке записей о переименовании её должности либо перевода на другую должность не имеется. Кроме того, в специальный стаж лечебной и иной деятельности не включены периоды учебы на курсах повышения квалификации. Считает отказ ГУ-УПФР по Тандинскому району Республики Тыва по указанным основаниям незаконным, нарушающим её право на досрочное пенсионное обеспечение. Просила включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в льготном порядке один год работы за один год шесть месяцев период работы с 1 января 2007 года по 9 января 2012 года в должности акушерки родильного отделения **, обязать ГУ-УПФР по Тандинскому району Республики Тыва назначить досрочную страховую пенсию по старости Саан М.К. со дня обращения - 25 мая 2017 года.
Решением Тандинского районного суда Республики Тыва от 7 августа 2018 года в удовлетворении искового заявления Саан М.К. к ГУ-УПФР по Тандинскому району Республики Тыва о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости со дня обращения отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Саан М.К. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, указывая на то, что не знала о том, что в спорный период ее должность отсутствует в штатном расписании. С приказом о переводе на другую должность она ознакомлена только в январе 2012 года. Считает, что работодателем было нарушено её право на досрочное назначение пенсии.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Саан М.К. и ее представитель Левичева С.Н. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержали.
Представитель ответчика ГУ-УПФР по Тандинскому району Республики Тыва Казанцева И.В. в заседании суда апелляционной инстанции с апелляционной жалобой не согласилась и просила в её удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица ГБУЗ "Тандинская центральная кожуунная больница" Республики Тыва в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в его отсутствие в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также -Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идёт о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
В силу подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 25 мая 2017 года Саан М.К. обратилась в ГУ-УПФР по Тандинскому району Республики Тыва с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400 -ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФР по Тандинскому району Республики Тыва от 25 августа 2017 года N в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы не менее 25 лет лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в сельской местности. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Саан М.К. из расчета один год работы за один год и шесть месяцев пенсионным органом не был включен период работы с 1 января 2007 года по 9 января 2012 года (05 лет 00 месяцев 09 дней) в должности акушерки **. Данный период зачтен календарно.
Согласно сведениям из трудовой книжки, Саан М.К. с 15 октября 1993 года по настоящее время работает в **, 15 октября 1993 года принята на должность медицинской сестры детского отделения, 14 февраля 1994 года переведена на должность акушерки в родильное отделение **, 10 января 2012 года переведена на должность акушерки кабинета женской консультации.
В соответствии со штатном расписанием, с 1 января 2007 года в Тандинской центральной кожуунной больнице имелось родильное отделение, где предусмотрены должности акушерок.
В соответствии со штатным расписанием на 1 января 2007 года, 2008 года, 2009 года в ** предусмотрены должности акушерок на стационаре в количестве 4 штатных единиц, то есть родильное отделение отсутствует.
Согласно штатному расписанию на 1 января 2010 года в ** предусмотрены должности акушерок постовых на стационаре в количестве 2 штатных единиц, на 1 января 2011 года предусмотрены должности акушерок постовых на стационаре в количестве 4 штатных единиц, с 1 января 2012 года в количестве 3 штатных единиц.
Из положения об участковой больнице **, утвержденным 11 января 2009 года главным врачом Тандинской ЦКБ, участковая больница является структурным подразделением центральной кожуунной больницы, и обеспечивает квалифицированную стационарную и амбулаторную (в основном консультативную) помощь населению сумона и прилегающих сумонов.
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и из сведений о трудовом стаже и заработке, доходе и начисленных взносах следует, что работодателем в пенсионный орган сведения о льготном порядке исчисления ( 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) в спорный период работы Саан М.К. в должности акушерки родильного отделения не подавались.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции, ссылаясь на Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, пришел к выводу, что истец Саан М.К. в должности акушерки родильного отделения не работала, тождество двух самостоятельных должностей среднего медицинского персонала в законом порядке не установлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Как уже указывалось выше, Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев.
Указанными Правилами (п.п. "б" п. 5 ) и Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, указаны структурные подразделения: отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 года N 781.
Пунктом 1 (раздел - наименование должностей) Перечня от 29 октября 2002 года N 781 в перечне должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, названа должность акушерки.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости (пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) - согласно ранее действовавшему пенсионному законодательству: трудовую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет - направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 994-0).
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утверждён Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и посёлках городского типа.
Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определённым способом, о работе с вредными веществами определённых классов опасности, о выполнении работ в определённом месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населённого пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определённой профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведённых нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в льготном исчислении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем истца Саан М.К, подтверждающие, что она в спорный период работала постоянно в течение полного рабочего дня в отделении хирургического профиля (акушеркой родильного отделения), имела право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Имеющимися в материалах дела данными индивидуального персонифицированного учёта не подтверждается льготный характер работы Саан М.К. в спорный период.
Таким образом, периоды работы истца с 1 января 2007 года по 9 января 2012 года в должности акушерки не подлежат учету в специальный страховой стаж, поскольку данные должности и отделение не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Доводы, приведенные в жалобе, не содержат оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тандинского районного суда Республики Тыва от 7 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 декабря 2018 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.