Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Бады-Сагаана А.В,
судей Болат-оол А.В, Кандана А.В,
при секретаре Оюн С-С.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г. Кызыла в интересах Серен Д.С, Суван У.Д, Доржу А.И, Монгуш (Ортун) О.О. к мэрии г. Кызыла о возложении обязанности заменить жилое помещение на равнозначное и предоставить по договору социального найма равнозначное жилое помещение по апелляционной жалобе мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 августа 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора г. Кызыла в интересах Серен Д.С, Суван У.Д, Доржу А.И, Монгуш (Ортун) О.О. обратился в суд с иском к мэрии г. Кызыла о возложении обязанности заменить жилое помещение на равнозначное и предоставить по договору социального найма равнозначное жилое помещение, указывая на то, что многоквартирные дома по ** признаны аварийными. Проведенной прокуратурой г. Кызыла по обращению истцов проверкой установлено, что жилые помещения, предоставленные Доржу А.И, Монгуш (Ортун) О.О. в рамках республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не соответствуют по площади ранее занимаемым ими жилым помещениям. Доржу А.И. предоставлено жилое помещение по адресу: **, в виде однокомнатной квартиры площадью 32 кв.м, тогда как ранее он проживал в двухкомнатной квартире по адресу: **, общей площадью 47,5 кв.м. Монгуш (Ортун) О.О. предоставлено жилое помещение по адресу: **, в виде однокомнатной квартиры площадью 32,7 кв.м, тогда как ранее она проживала в двухкомнатной квартире по адресу: **, общей площадью 38,9 кв.м.
При формировании списка граждан, переселяемых из аварийного, ветхого жилищного фонда, мэрией ** предоставлены недостоверные сведения о площади жилых помещений Серен Д.С. и Суван У.Д. Общая площадь жилого помещения по адресу: **, в котором проживает Серен Д.С, указана 18 кв.м, тогда как согласно техническому паспорту общая площадь данного жилого помещения составляет 41,5 кв.м. Общая площадь жилого помещения по адресу: **, в которой проживает Суван У.Д, указана 12 кв.м, тогда как согласно техническому паспорту общая площадь данного жилого помещения составляет 23,2 кв.м. Им будет предоставлены жилые помещения общей площадью соответственно 18 кв.м. и 12 кв.м, поскольку по республиканской адресной программе уже заключены государственные контракты на строительство (приобретение) жилья. До настоящего времени вопрос о предоставлении Серен Д.С. и Суван У.Д. равнозначных жилых помещений не решен, дополнительные денежные средства в бюджете городского округа не предусмотрены.
Просил обязать мэрию г. Кызыла заменить однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: **, переданную Монгуш (Ортун) О.О, на равнозначное по общей площади ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, двухкомнатное, общей площадью не менее 32,7 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г. Кызыла; обязать мэрию г.Кызыла заменить однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: **, переданную Доржу А.И, на равнозначное по общей площади ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 47,5 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г.Кызыла; обязать мэрию г. Кызыла предоставить Серен Д.С. по договору мены жилое помещение, равноценное ранее занимаемому, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г.Кызыла, общей площадью не менее 41,5 кв.м.; обязать мэрию г. Кызыла предоставить Суван У.Д. по договору мены жилое помещение, равноценное ранее занимаемому, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г. Кызыла, общей площадью не менее 23,2 кв.м.
В судебном заседании 03 августа 2018 г. помощник прокурора г. Кызыла Ооржак А.М. уточнила исковые требования и просила обязать мэрию г. Кызыла предоставить Серен Д.С, Суван У.Д. жилые помещения, равноценные ранее занимаемым, по договорам социального найма.
Решением суда от 03 августа 2018 г. исковое заявление прокурора удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе мэрия г. Кызыла просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права. Так, мэрия г. Кызыла, выявив неточности в представленных сведениях об общей площади аварийного жилищного фонда на территории г. Кызыла, постановлением от 10 августа 2017 г. N внесла изменения в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла на 2013-2017 годы" и направила это постановление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (далее - Минстрой РТ), являющееся ответственным исполнителем программы. Надлежащим ответчиком по требованиям прокурора о замене жилых помещений, переданных Монгуш (Ортун) О.О. и Доржу А.И, является Минстрой РТ. Требования прокурора о предоставлении Серен Д.С. и Суван У.Д. по договору мены жилых помещений, равноценных ранее занимаемым ими жилым помещениям, необоснованно, поскольку многоквартирный дом по адресу: ** не снесен, жильцы не расселены, проживают в своих жилых помещениях, их не переселяли в другие жилые помещения с меньшей площадью. В настоящее время права Серен Д.С. и Суван У.Д. не нарушены, в связи с чем решение суда в части возложения на мэрию г.Кызыла обязанности предоставить им по договору социального найма равноценные жилые помещения преждевременно.
Истцом Доржу А.И. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит в связи с необоснованностью доводов жалобы решение суда оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель мэрии г. Кызыла А. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Прокурор Ооржак С.А, истцы Монгуш (Ортун) О.О, Доржу А.С, Серен Д.С. и ее представитель Артемьева О.В. с апелляционной жалобой не согласились и просили решение суда оставить без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела от них не поступало. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.
Из содержания приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как следует из материалов дела, многоквартирные жилые дома по ** признаны аварийными и включены в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 г. N667, а также в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 годах с учетом развития малоэтажного жилищного строительства", утвержденную постановлением мэрии г. Кызыла от 27 декабря 2013 г. N1082.
Доржу А.И. на основании ордера, выданного администрацией г. Кызыла 23 февраля 2001 г. за N, занимал по договору социального найма жилое помещение по адресу: **, находящееся в муниципальной собственности. Согласно техническому паспорту от 08 ноября 2012 г, общая площадь данной квартиры составляла 47,5 кв.м, квартира являлась двухкомнатной.
На основании договора социального найма от 01 ноября 2017 г, заключенного между мэрией г. Кызыла и Доржу А.И, Доржу А.И. предоставлено жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, в виде однокомнатной благоустроенной квартиры по адресу: **
Монгуш (Ортун) О.О. занимала по договору социального найма жилое помещение по адресу: **, находящееся в муниципальной собственности. Согласно техническому паспорту от 12 октября 2016 г, общая площадь данной квартиры составляет 38,9 кв.м, квартира является двухкомнатной.
На основании соглашения от 30 января 2018 г, заключенного между городским округом "Город Кызыл Республики Тыва" и Монгуш (Ортун) О.О, Монгуш (Ортун) О.О. предоставлено жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, в виде однокомнатной благоустроенной квартиры по адресу: **, общей площадью 32,7 кв.м.
Серен Д.С. на основании ордера, выданного администрацией г. Кызыла 22 марта 2000 г. за N, занимает по договору социального найма жилое помещение по адресу: **, находящееся в муниципальной собственности. Согласно техническому паспорту от 26 февраля 2013 г, общая площадь данной квартиры составляет 41,5 кв.м.; квартира является двухкомнатной.
Суван У.Д. на основании ордера, выданного администрацией г. Кызыла 09 января 2003 г. за N, занимает по договору социального найма жилое помещение по адресу: **, находящееся в муниципальной собственности. Согласно техническому паспорту от 25 марта 2016 г, общая площадь данной квартиры составляет 23,2 кв.м.
При формировании списка граждан, переселяемых из аварийного, ветхого жилищного фонда, общая площадь жилого помещения по адресу: **, в котором проживает Серен Д.С, указана как 18 кв.м. Общая площадь жилого помещения по адресу: **, в котором проживает Суван У.Д, указана как 12 кв.м.
Постановлением мэрии г. Кызыла N856 от 10 августа 2017 г. "О внесении изменений в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла на 2013-2017 гг.", утвержденную постановлением мэрии г. Кызыла от 27 декабря 2013 г. N1082", внесены изменения в указанную муниципальную адресную программу, в том числе относительно общей площади аварийного жилищного фонда (66 181, 74 кв.м.).
Постановлением мэрии г. Кызыла N1281 от 01 декабря 2017 г. "О внесении изменений в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла на 2013-2017гг.", утвержденную постановлением мэрии г. Кызыла от 27 декабря 2013 г. N1082", внесены изменения в указанную муниципальную адресную программу, в том числе относительно общей площади аварийного жилищного фонда (66 238, 44 кв.м.).
В соответствии с внесенными в муниципальную адресную программу изменениями общая площадь занимаемого Суван У.Д. жилого помещения по адресу: **, изменена с 12 кв.м. на 23,2 кв.м. Общая площадь занимаемого Серен Д.С. жилого помещения по адресу: **, изменена с 18 кв.м. на 41,5 кв.м.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что жилые помещения истцов признаны непригодными для проживания, в связи с чем они имеют право на получение благоустроенных жилых помещений, равноценных ранее занимаемым.
Судебная коллегия с таким выводом согласна, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствует обстоятельствам дела. Из материалов дела следует, что истцам Монгуш (Ортун) О.О. и Доржу А.С, занимавшим по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, при переселении в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 годах с учетом развития малоэтажного жилищного строительства" мэрией г. Кызыла в нарушение положений ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставлены жилые помещения, не равнозначные по общей площади ранее занимаемым ими жилым помещениям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по требованию прокурора о замене жилых помещений, предоставленных Монгуш (Ортун) О.О. и Доржу А.И, является Минстрой РТ, - ответственный исполнитель республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Тыва на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 г. N667, необоснованны, поскольку, как следует из материалов дела, исполнителем указанной республиканской адресной программы является не только Минстрой РТ, но и органы местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", а источниками финансирования программы являются также местные бюджеты.
Исполнителем муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 годах с учетом развития малоэтажного жилищного строительства" наряду с Минстроем РТ также являются органы местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
В данном случае жилые помещения истцам предоставляются в рамках реализации указанной муниципальной адресной программы, из муниципального жилого фонда. Ранее занимаемые истцами Монгуш (Ортун) О.О. и Доржу А.И. жилые помещения также относились к муниципальному жилищному фонду.
В соответствии со ст. 59 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от 05 мая 2005 г. N50, мэрия г. Кызыла распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда.
Таким образом, мэрия г. Кызыла является надлежащим ответчиком по данному делу.
Вместе с тем, судебная коллегия не согласна с решением суда первой инстанции в части возложения в части возложения на мэрию г. Кызыла обязанности по предоставлению Серен Д.С. и Суван У.Д. по договору социального найма жилых помещений, равноценных ранее занимаемым, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, что материалами дела не установлено.
Мэрией г. Кызыла в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла, в 2013-2017 годах с учетом развития малоэтажного жилищного строительства" внесены изменениями, в соответствии с которыми общая площадь занимаемого Суван У.Д. жилого помещения изменена с 12 кв.м. на 23,2 кв.м.; общая площадь занимаемого Серен Д.С. жилого помещения изменена с 18 кв.м. на 41,5 кв.м.
12 февраля 2018 г. Департаментом экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла дан ответ и.о. прокурора г. Кызыла о том, что при переселении из аварийного жилья Суван У.Д. будет предоставлено равнозначное жилое помещение.
При вынесении решения суд не принял во внимание, что многоквартирный дом по ** не снесен, истцы Серен Д.С. и Суван У.Д. продолжают проживать в предоставленных им ранее жилых помещениях, другие жилые помещения, меньшие по площади, им не предоставлялись, в связи с чем их права не нарушены.
Право Серен Д.С. и Суван У.Д. на предоставление в связи с выселением по договору социального найма жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемым, мэрией г. Кызыла не оспаривается.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на мэрию г.Кызыла обязанности по предоставлению Серен Д.С. и Суван У.Д. жилых помещений, равноценных ранее занимаемым жилым помещениям, является преждевременным. Решение суда в указанной части нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований прокурора.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 августа 2018 года отменить в части возложения на мэрию г. Кызыла обязанности по предоставлению Серен Д.С. по договору социального найма жилого помещения, равноценного ранее занимаемому, благоустроенного, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, находящегося в черте г. Кызыла, общей площадью не менее 41,5 кв.м. и в части возложения на мэрию г. Кызыла обязанности по предоставлению Суван У.Д. по договору социального найма жилого помещения, равноценного ранее занимаемому, благоустроенного, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, находящегося в черте г. Кызыла, общей площадью не менее 23,2 кв.м,
принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 декабря 2018 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.