Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б,
судей Тертышной В.В, Сергеева С.С.
при секретаре Обуховой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мартиросяна М. А. к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, возложении обязанности восстановить нарушенное право
по апелляционной жалобе администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области
на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 15 октября 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Мартиросяна М. А. к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, возложении обязанности восстановить нарушенное право - удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, выраженное в письме N 3938 от 15.05.2018 года, об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в части дополнения условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером N "... " зоны инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ-1) видом разрешенного использования "магазины".
Обязать администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с целью восстановления нарушенных прав и свобод Мартиросяна М. А. принять решение о назначении и проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в части дополнения условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером N "... " зоны инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ-1) видом разрешенного использования "магазины".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мартиросян М.А. обратился в суд с административным иском к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, возложении обязанности восстановить нарушенное право. В обоснование иска указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N "... ", площадью 74 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", а также расположенного на этом земельном участке автобусной остановки площадью 18,8 кв.м. В целях более рационального и эффективного использования принадлежащего ему земельного участка, он решилосуществить строительство на этом земельном участке небольшого продовольственного магазина, совмещенного с автобусной остановкой.
Для этого, в целях создания необходимых правовых условий для получения в будущем разрешения на строительство указанного объекта, 19.03.2018 он обратился в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в части дополнения условно разрешенного вида использования принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером N "... " зоны инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ-1) видом разрешенного использования "магазины", поскольку зона ИТ-1 Правил в перечне как основных, так и условно разрешенных видов использования земельных участков, входящих в зону ИТ-1, не содержит такого вида разрешенного использования, как "магазины". В своем письме N 3938 от 15.05.2018 администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области отказала ему во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, мотивировав это тем, что размещение магазина на данном земельном участке невозможно в связи с неблагоприятным месторасположением земельного участка по отношению к автодороге, а также невозможностью размещения автостоянок для магазина и подходов для посетителей. Считает отказ администрации незаконным, нарушающим его права и законные интересы. Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области, отказывая ему во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, сделала преждевременный вывод о невозможности внесения таких изменений, поскольку при рассмотрении заявления не обладала информацией о конкретных параметрах планируемого к постройке магазина, его местоположении на земельном участке, этажности и строительном объеме данного объекта недвижимости.
Кроме того, указывает на то, что отказ не основан на нормах права и недостаточно мотивирован.
Просил признать незаконным решение администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, выраженное в письме N 3938 от 15.05.2018, об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в части дополнения условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером N "... " зоны инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ-1) видом разрешенного использования "магазины", обязать администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области в целях восстановления его нарушенного права принять решение о назначении и проведении публичных слушаний по вопросу о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в части дополнения условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером N "... " зоны инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ-1) видом разрешенного использования "магазины".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Мамонтов А.Л. считает решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) в полном объёме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, выслушав представителя администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Иванову Ю.В, поддержавшую доводы жалобы, представителя административного истца Мамонтова А.Л, считавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение не отвечает указанным требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Мартиросяну М.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N "... ", площадью 74 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", а также расположенная на этом земельном участке автобусная остановка площадью 18,8 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 34-АБ N "... " от 28.02.2014, свидетельством о государственной регистрации права 34-АБ N "... " от 28.02.2014.
Из кадастровой выписки о земельном участке N "... " от 20.07.2016 следует, что земельный участок с кадастровым N "... " имеет разрешенный вид использования - сооружение автобусной остановки.
19.03.2018 Мартиросян М.А. обратился в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в части дополнения условно разрешенного вида использования вышеуказанного земельного участка зоны ИТ-1 видом разрешенного использования "магазины", с тем, чтобы впоследствии получить в установленном порядке разрешение на строительство продовольственного магазина.
В своем письме N 3938 от 15.05.2018 администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области отказала Мартиросяну М.А. во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, мотивировав это тем, что размещение магазина на данном земельном участке невозможно в связи с неблагоприятным месторасположением земельного участка по отношению к автодороге, а также невозможностью размещения автостоянок для магазина и подходов для посетителей.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что указанные администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области в своем решении об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области законом не предусмотрены, формулировки "неблагоприятное месторасположение земельного участка по отношению к автодороге", а также "невозможность размещения автостоянок для магазина и подходов для посетителей" не содержат отсылок к конкретным нормам законодательства, в частности, к строительным и градостроительным нормам и правилам, содержащим запрет на внесение изменений в Правила землепользования и застройки.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 36 ГрК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
1.1) поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;
3) несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий;
4) несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ограничениям использования объектов недвижимости в пределах таких зон, территорий;
5) установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Таким образом, по смыслу приведенных норм внесение изменений в правила землепользования и застройки возможно в прямо предусмотренных законом случаях, перечень которых является исчерпывающим.
Вместе с тем, из заявления административного истца таких оснований не усматривается, соответственно, внесение изменений в правила землепользования и застройки не носит для администрации Городищенского городского поселения обязательный характер, при этом оспариваемый отказ не нарушает права административного истца, поскольку анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции не учел указанные обстоятельства, поэтому судебная коллегия считает необходимым его отменить на основании п. п. 1, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ (неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильное применение норм материального права) и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 15 октября 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Мартиросяна М. А. к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, возложении обязанности восстановить нарушенное право - отказать.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.