Судья Верховного Суда Чеченской Республики Дакаева Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - Джамулаева М.Г. на определение судьи Шатойского районного суда Чеченской Республики от 25 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора управления Росприроднадзора по Чеченской Республике от 25 июля 2018 года N 02-283/2018 (далее - постановление должностного лица) ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЦЖКУ Минобороны России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Представитель ЦЖКУ Минобороны России обжаловал постановление должностного лица в судебном порядке, при этом просил восстановить пропущенный процессуальный срок для её подачи.
Определением судьи Шатойского районного суда Чеченской Республики от 25 октября 2018 года в удовлетворении ходатайства ЦЖКУ Минобороны России о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления должностного лица отказано.
В адресованной в Верховный Суд Чеченской Республики жалобе представитель ЦЖКУ Минобороны России - Джамулаев М.Г. просит отменить определение судьи районного суда, считая его незаконным и необоснованным, и направить дело в Шатойский районный суд Чеченской Республики для разрешения вопроса о принятии жалобы на постановление должностного лица к производству суда. Ссылается на то, что процессуальный срок пропущен по уважительной причине, в связи с ошибочным обращением в Арбитражный суд Чеченской Республики. Жалоба была принята к производству суда, а впоследствии производство по делу прекращено, поскольку дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Заслушав объяснения представителя Управления Росприроднадзора по Чеченской Республике Ахмиева Р.Р, полагавшего об отсутствии уважительных причин для восстановления пропущенного процессуального срока в связи с явным злоупотреблением правом со стороны ЦЖКУ Минобороны России с целью уйти от административной ответственности, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы и возражения на неё, прихожу к следующим выводам.
Статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: десять суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1).
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2).
Отказывая в удовлетворении ходатайства, судья в определении от 25 октября 2018 года указал на то, что заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших своевременно обжаловать постановление должностного лица, то есть, уважительные причины для восстановления срока отсутствуют.
Между тем судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на обжалование лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Как следует из части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Первоначально жалоба об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении была подана в Арбитражный суд Чеченской Республики, и принята арбитражным судом к производству.
6 сентября 2018 года производство по делу арбитражным судом прекращено со ссылкой, в том числе, на правовые позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся вопросов подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Представитель ЦЖКУ Минобороны России Джамулаев М.Г. обратился в Шатойский районный суд Чеченской Республики с жалобой на постановление должностного лица 16 октября 2018 года, то есть в кратчайшие сроки после вынесения определения Арбитражного суда Чеченской Республики от 6 сентября 2018 года о прекращении производства по делу NА77-1045/2018.
Действия ЦЖКУ Минобороны России позволяют сделать вывод о том, что оно добросовестно пользовалось правами, которыми лицо, в отношении которого ведется производство по делу, наделено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не пыталось злоупотребить ими и имело намерение реализовать право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в установленный законом срок.
При этом приведенное в постановлении должностного лица разъяснение о порядке его обжалования не содержит информации о том, в какой суд подлежит подаче жалоба.
При таких обстоятельствах судья необоснованно счел неуважительными причины пропуска ЦЖКУ Минобороны России срока при обращении в суд общей юрисдикции, что повлекло нарушение права на судебную защиту.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах определение судьи Шатойского районного суда Чеченской Республики от 25 октября 2018 года подлежит отмене, дело - направлению на новое судебное рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1 - 30.3, 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
определил:
определение судьи Шатойского районного суда Чеченской Республики от 25 октября 2018 года отменить.
Дело возвратить в Шатойский районный суд Чеченской Республики на новое рассмотрение со стадии принятия жалобы к производству.
Судья Верховного Суда
Чеченской Республики (подпись) Р.С. Дакаева
"ВЕРНО":
Судья Верховного Суда
Чеченской Республики Р.С. Дакаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.