Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Леневой Ю.А,
судей Анфаловой Е.В, Масленкиной С.Ю,
при секретаре Кузьминой А.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании
16 января 2019 года
дело по апелляционной жалобе представителя Гоманковой Т.Г, Ксенофонтовой О.Ю. - Басманова И.О. на решение Советского районного суда города Омска от
12 октября 2018 года, которым постановлено:
"Признать решение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Омск, улица "... ", оформленного протоколом общего собрания собственников от 23 июля 2018 года N 4 недействительным".
Заслушав доклад судьи областного суда Анфаловой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент имущественных отношений администрации г. Омска, департамент жилищной политики администрации г. Омска обратились в суд с иском к Гоманковой Т.Г, Ксенофонтовой О.Ю, Решетникову А.Ю. о признании решения внеочередного собрания собственников многоквартирного дома недействительным. В обоснование требований указали, что муниципальное образование г. Омск обладает 17 % от общего количества голосов в жилом доме N "... " в г. Омске. 23 июля 2018 г. на общем собрании собственников указанного многоквартирного дома было принято решение об отказе от проведения реконструкции жилого дома. Полагают, что указанное собрание было созвано и проведено с существенным нарушением норм жилищного законодательства и нарушает права муниципального образования. О принятом на собрании решении им стало известно в ходе рассмотрения в Центральном районном суде г. Омска исков о взыскании выкупной стоимости квартир в пользу жильцов данного дома.
Просили признать недействительным решение общего собрания собственников многоквартирном доме по адресу: г. Омск, улица "... " от 23 июля 2018 года N 4.
Представитель Департамента жилищной политики Администрации г. Омска Радченко Ю.А, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Суду пояснила, что уведомления о проведении собрания были представлены в департамент с нарушением срока, в связи с чем представитель от департамента не могли участвовать в собрании. Протокол общего собрания с указанием в нем результатов голосования в адрес департамента не направлялся, о том, что такой протокол имеется узнали в ходе рассмотрения дел о взыскании выкупной стоимости жилых помещений. Полагала, что вопрос о проведении реконструкции жилого помещения не относится к компетенции общего собрания собственников в многоквартирном доме, вопрос о реконструкции или нецелесообразности ее проведения может разрешать только межведомственная комиссия. В настоящее время работы по реконструкции ведутся, после реконструкции дом не будет являться аварийным, процент износа будет изменен. Вопрос о наличии кворума на собрании департамент не ставит.
Представитель департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, ответчики Гоманкова Т.Г, Решетников А.Ю, Ксенофонтова О.Ю. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месту судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ответчиков Гоманковой Т.Г, Ксенофонтовой О.Ю. - Басманов И.О, действующий на основании доверенностей, возражал против заявленных требований. Суду пояснил, что департамент жилищной политики Администрации г. Омска своевременно извещен о проведении собрания. В соответствии с положением ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации собрание правомочно решать вопрос об отказе от проведения реконструкции. Собственники не желают проводить реконструкцию жилого помещения, у них нет на это средств. Собрание инициировано в связи с тем, что, по мнению собственников, реконструкцией жилого помещения аварийность дома снизить не удастся.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков Гоманковой Т.Г, Ксенофонтовой О.Ю. - Басманов И.О. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. Полагает, что судом неверно истолкованы нормы материального права, а именно положения ч. 10 ст. 32 и ч. 2 ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации. Считает, что, если законом за собственниками в многоквартирном доме закреплено право на принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, соответственно у собственников имеется и право отказаться от проведения такой реконструкции. Реконструкция жилого дома за счет средств собственников должна проводиться только с согласия собственников. Решение собственниками принято, кворум имелся, процедура проведения собрания соблюдена. Оснований для отмены принятого собственниками решения не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав объяснения представителя Департамента жилищной политики администрации г. Омска Радченко Ю.А, возражавшей против доводов, приведенных в апелляционной жалобе, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда нет.
Как установлено судом и следует из материалов дела Гоманкова Т.Г, Ксенофонтова О.Ю, Решетников А.Ю. проживают в жилом доме N "... " в г. Омске.
В указанном доме муниципальному образованию город Омск на праве собственности принадлежат жилые помещения общей площадью 464,2 кв.м, нежилые помещения - общей площадью 388,3 кв.м.
На основании заключений межведомственной комиссии города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от 29 марта 2017 года N 754 и от 20 сентября 2018 года N 873, Постановлением Администрации города Омска от 12 мая 2017 г. N 421-п (ред. от 12.11.2018) "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции" многоквартирный дом "... " в городе Омске признан аварийным и подлежащим реконструкции. Собственникам помещений в многоквартирном доме 55 по улице "... " рекомендовано в срок до 31 декабря 2020 года провести мероприятия по реконструкции многоквартирного дома. Срок отселения физических и юридических лиц установлен - до 31 декабря 2020 года.
23 июля 2018 г. общим собранием собственников МКД N 55 по ул. XX Партсъезда в городе Омске, инициаторами которого являются ответчики, принято решение об отказе в проведении реконструкции жилого дома.
Истцы обратились в суд с настоящим иском, указав, что с принятым собственниками решением не согласны, так как вопрос о проведении реконструкции жилого дома в связи с признанием его аварийным к компетенции общего собрания собственников жилого помещения не относится.
Суд первой инстанции требования истцов признал обоснованными и подлежащими удовлетворению. Судебная коллегия, проверив решение суда по доводам, приведенным в апелляционной жалобе с выводами суда первой инстанции соглашается и считает их правильными ввиду следующего.
Согласно с.1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в
целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме приведены в ч. 2 названной статьи.
Частью 5 ст. 46 Жилищного кодекса РФ установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам,
отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с ч.6 ст. 46 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Из смысла ч. 2 п. 2 ст. 181.1 Гражданского кодекса РФ и п.103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, по своей природе относятся к решениям гражданско-правового сообщества, под которым понимается определенная группа лиц, наделенная полномочиями принимать на своих собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех субъектов, имеющих право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Правила, содержащиеся в главе 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации "Решения собраний", согласно п.1 ст. 181.1 Гражданского кодекса РФ применяются к различным решениям гражданско-правового сообщества постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное.
Так как Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит специальных норм, закрепляющих основания признания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оспоримым или ничтожным, что позволяет применять к ним положения главы 9.1 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п.1 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение); недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Статья 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности.
Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Согласно ч. 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ.
Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Из п. 7 названного постановления следует, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п. 42 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Пунктом 47 поименованного постановления Правительства определено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в случае наличия выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность в том числе в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Собственники не вправе принимать решения в отношении реконструкции жилого дома в связи с признанием его аварийным.
При этом комиссия при признании дома аварийным при анализе всех представленных материалов может сделать вывод как о возможности восстановления объекта недвижимости путем проведения реконструкции, так и об отсутствии такой возможности, что влечет вывод о необходимости сноса.
Соответственно, произвольный выбор собственниками помещений многоквартирного дома последствий признания дома аварийным действующим законодательством не предусмотрен.
Как указывалось выше, межведомственной комиссией на момент проведения оспариваемого собрания 29 марта 2017 г. при принятии решения о признании дома аварийным был сделан вывод о возможности осуществления его реконструкции.
Срок проведения мероприятий по реконструкции определен Постановлением Администрации г. Омска от 12 мая 2017 г. N 421-п до 31.12.2020; срок для отселения физических и юридических лиц - до 31 декабря 2020 г.
Таким образом, уполномоченным органом был сделан однозначный вывод о возможности восстановления многоквартирного дома путем его реконструкции.
При этом коллегия отмечает, что в дальнейшем межведомственной комиссией по результатам рассмотрения технического отчета ООО "КонцептПРОЕТ" об обследовании многоквартирного дома, копии технического паспорта многоквартирного дома, копии письма Министерства культуры Омской области от 31 августа 2018 г. N N "... ", копий выписок из реестра муниципального имущества, копий свидетельств о государственной регистрации права на жилые помещений в многоквартирном доме, копии протокола внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома вновь было принято решение о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции (заключение от 20 сентября 2018 г. N873), то есть и по истечении 18 месяцев со дня принятия первоначального решения межведомственной комиссией состояние дома позволяет осуществить его реконструкцию.
Решения межведомственной комиссии о признании дома аварийным и подлежащем реконструкции собственниками жилого дома в установленном порядке не оспаривались и недействительными не признаны.
Вместе с тем, собственниками помещений многоквартирного дома данное решение уполномоченного органа было проигнорировано, до истечения срока для осуществления мероприятий по реконструкции дома собственники приняли решение об отказе от подобной реконструкции, то есть фактически заявили о необходимости инициирования процедуры по сносу дома.
В дальнейшем собственники жилого дома N "... " в г. Омске обратились в Центральный районный суд г. Омска к Администрации г. Омска с требованием о взыскании выкупной стоимости жилых помещений, принятое на собрании собственников многоквартирного дома решение от 23 июля 2018 г. было приложено к искам в качестве обоснования требований о выкупной стоимости жилых помещений. Решения районного суда об удовлетворении требований были впоследствии отменены апелляционными определениями судебной коллегией по гражданским делам Омского областного суда с принятием новых решений по существу спора об отказе в удовлетворении требований истцов.
Судебная коллегии, приняв во внимание пояснения представителя истца, согласно которым 07 ноября 2018 г. мэром г. Омска утверждена "Дорожная карта" проведения аварийно-восстановительных работ многоквартирного дома N "... " в г. Омске, содержащая сроки проведения восстановительного ремонта дома, документы о предоставлении субсидии на проведение аварийно-восстановительных работ из бюджета города Омска, в настоящее время ведутся работы по восстановлению дома за счет муниципального бюджета, полагает, что принятое решение об отказе от проведения реконструкции жилого дома при наличии соответствующей возможности, установленной компетентным органом, в обход решения межведомственной комиссии, с учетом дальнейшего обращения в суд за получением выкупной цены, свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны собственников помещений многоквартирного дома при принятии решения об отказе от реконструкции жилого дома.
При этом коллегия отмечает, что порядок и основания признания дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции установлены в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан при использовании объектов недвижимости и не могут преследовать иные цели, в том числе обогащения.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом постановлено законное и обоснованное решение, нормы материального права применены верно, оснований для отмены или изменения решения суда, по доводам, изложенным в жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Омска от 12 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.