СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А,
судей Ушаковой Л.В, Шерстнёвой А.А,
при секретаре Калинкович И.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2019 года дело по апелляционным жалобам ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара", представителя Ушаковой И.Г, действующей в интересах Бем Э.Ю, на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 октября 2018 года, по которому
взысканы с Бем Э.Ю. в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" необоснованно полученная субсидия в размере 133 291 руб. 76 коп, пособие на ребенка и доплата к нему в размере 72 365 руб. 59 коп, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 10 183 руб. 33 коп.
Исковые требования Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" к Бем Э.Ю. о возврате субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, пособия на ребенка и доплаты к нему, процентов в остальной части заявленных требований, а также взыскании необоснованно полученной ежемесячной денежной выплаты в размере 373 436 руб. оставлены без удовлетворения.
Взыскана с Бем Э.Ю. госпошлина в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" 5358 руб. 41 коп.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В, объяснения представителя ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" Жолудя С.С, судебная коллегия
установила:
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" обратилось в суд с иском к Бем Э.Ю. о взыскании незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 221 472,47 руб, необоснованно полученного ежемесячного пособия на ребенка и доплаты к нему в размере 133 690,40 руб, необоснованно полученной ежемесячной денежной выплаты 373 436 руб, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 36 075,62 руб. В обоснование заявленных требований указано, что ответчик при получении пособий предоставляла недостоверные сведения о доходах.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах стороны, указывая на неправильное определение юридически значимых обстоятельств.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие ответчицы, извещенной о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бем Э.Ю. является получателем субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг с августа 2007 года.
В период с 01.02.3008 по 31.08.2010, с 01.09.2010 по 30.09.2013, с 01.01.2015 по 30.06.2016 Бем Э.Ю. присваивался статус малоимущей.
В связи с наличием статуса малоимущей с 01.02.2008 по 30.04.2017 она являлась получателем пособия на ребенка и доплаты к нему в соответствии со ст.2 Закона Республики коми от 12.11.2004 N 56-РЗ "О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей".
Кроме того, на основании заявления от 28.12.2017 Бем Э.Ю. в период с 01.02.2015 по 17.04.2017 назначена и выплачена ежемесячная денежная выплата при рождении в семье после 31 декабря 2012 года третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трёх лет, в размере 373 436 руб.
В целях проверки достоверности представленных Бем Э.Ю. сведений о доходах за период с 2007 по 2016 годы, ГБУ РК "ЦСЗН г.Сыктывкара" сделан запрос в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару.
Согласно ответу, полученному из ИФНС от 30.11.2016 за N 01-34/134748-06, сведения о доходах Бем Э.Ю, представленные в ГБУ РК "ЦСЗН г.Сыктывкара" за период с 2007 по 2014 годы, соответствуют сведениям о доходах, имеющимся в налоговой инспекции, только за апрель, май, июль, август и сентябрь 2007 года. За остальные периоды соответствия доходов не установлено, сведениями о доходах за 2015 год ИФНС по г.Сыктывкару не располагает.
Обращаясь за получением указанных видов пособий и субсидии, ответчик представляла справки о заработной плате и выплаченных ей в связи с рождением ребенка пособиях в период времени с 2007 по 2013 годы в ООО "ПМС".
Между тем, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу ИФНС России по г.Сыктывкару представлены сведения о доходах Бем Э.Ю. (л.д.149-170 том 2), из которых следует, что в период времени с 2007 по 2013 годы Бем Э.Ю. получала доходы не только в ООО "ПМС".
Из информации ГУ УПФР РФ в г. Сыктывкаре (л.д.37-38 том 2) следует, что в указанные периоды на индивидуальный лицевой счет Бем Э.Ю. перечислялись страховые взносы работодателями ООО "ПМС", ООО РСК", ООО "АиСТ", ГБУЗ РК "Сыктывкарская детская поликлиника N 3".
В 2014 году Бем Э.Ю. представлены справки о доходах в ООО "АиСТ": май-июль - пособие по нетрудоспособности, с сентября по ноябрь - пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Однако из справок, представленных налоговым органом, следует, что в ООО "АиСТ" в 2014 году Бем Э.Ю. получила и доходы в виде заработной платы (код дохода 2000): январь - 20400 руб, февраль - 16320 руб, март 17340 руб, сентябрь - 15815,91 руб, октябрь - 10089, 13 руб, ноябрь - 17849,99 руб, декабрь - 17947,55 руб.
Кроме того, в июне 2016 года в ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара" поступили сведения из Росреестра, согласно которым 01.12.2015 Бем Э.Ю. продала жилое помещение, принадлежавшее ей на праве собственности, расположенное по адресу: "Адрес обезличен".
Доход, полученный от продажи жилого помещения, при обращении в отдел субсидий 14.06.2016 Бем Э.Ю. заявлен не был, в связи с чем 17.05.2017 в адрес Бем Э.Ю. истцом отправлено требование о возврате необоснованно выплаченной суммы субсидии в размере 18 101,83 руб.
13 февраля 2016 года Бем Э.Ю. зарегистрировала в жилом помещении дочь Бем Э.И, "Дата обезличена" г.р, однако о факте изменения состава семьи в течение месяца после регистрации ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара" в известность не поставила.
При этом в заявлениях Бем Э.Ю. уведомлена под роспись об ответственности за предоставление документов с заведомо ложными сведениями, сокрытие доходов, влияющих на право назначения государственной помощи.
Вместе с тем, на основании заявлений Бем Э.Ю. и присвоения семье ответчика статуса малоимущей, в период с 01.02.2008 по 30.04.2017 Бем Э.Ю. назначалась и выплачивалась государственная социальная помощь в соответствии с законодательством Республики Коми в виде ежемесячного пособия на детей, доплаты к ежемесячному пособию на детей, а также ежемесячная денежная выплата семьям при рождении в них после 31 декабря 2012 года третьего ребёнка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет с 01.12.2015 по 17.04.2017.
В результате предоставления ответчиком недостоверных сведений о доходах при обращениях в ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара" за мерами социальной поддержки, по мнению истца, семье Бем Э.Ю. за счет средств республиканского бюджета Республики Коми были незаконно выплачены субсидии и пособия в размерах, указанных в исковом заявлении.
Отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В силу ст. 10 указанного Федерального закона в случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Согласно ст. 5 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом может быть оказана малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, и иным категориям граждан.
Предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг регулируется ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанных в соответствии со ст. 159 ЖК РФ.
В соответствии п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений.
Согласно п. 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
В силу пп. "в" п. 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии предоставления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) её размера.
Согласно п. 61 Правил возврат субсидии в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 указанного Кодекса.
Для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо одновременное наличие следующих условий: 1) наличие обогащения; 2) обогащение за счет другого лица; 3) отсутствие правового основания для такого обогащения; 4) отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Недоказанность одного из этих обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.
При этом бремя доказывания факта обогащения приобретателя, количественной характеристики размера обогащения и факта наступления такого обогащения за счет потерпевшего лежит на потерпевшей стороне.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона N 178-ФЗ от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи", законодательством Республики Коми в части назначения и выплаты спорных субсидий и пособий, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями гражданского законодательства, регулирующего порядок взыскания неосновательного обогащения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с Бем Э.Ю. подлежит взысканию необоснованно полученные субсидия за период с 2007 по 2014 годы, 2016 год на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 133 291,76 руб, пособие и доплата к пособию на ребенка в сумме 72 365,59 руб, а также проценты за пользование чужими денежными средствами на основании ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 10 183,33 руб.
Поскольку материалами дела подтвержден факт предоставления ответчиком в адрес истца недостоверных сведений о доходах, имеющих значение для назначения субсидии и пособий, что привело к необоснованному получению Бем Э.Ю. социальных выплат за период с октября 2007 по 2014 годы, 2016 год, судебная коллегия соглашается с выводом суда в части взыскания разницы между выплаченной суммой субсидии и суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода, однако считает необходимым уточнить решение суда в части размера взыскиваемых сумм социальных выплат.
Согласно представленному истцом расчету, размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Бем Э.Ю, проживающей по адресу: "Адрес обезличен", без учета достоверных сведений о доходах составил 221 472,47 руб, с учетом достоверных сведений - 37 007,52 руб.; размер пособия на детей и доплат к пособию составляет к возврату 72 365,59 руб.
Исходя из установленных выше обстоятельств, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию необоснованно выплаченная сумма субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 136 691,80 руб.(221 472,47 - 37 007,52 (обоснованно полученная сумма) - 46 073,86 (2015 год, поскольку статус малоимущей не был утрачен) - 1699,29 (август - сентябрь 2007 года, учитывая, что расхождений по представленным сведениям о доходах не имеется).
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции о необоснованном получении мер социальной поддержки за спорные периоды времени стороной ответчика суду не представлено.
Учитывая, что судебной коллегией уточнен размер подлежащей взысканию с ответчика суммы неосновательного обогащения, подлежат уточнению размер процентов за пользование чужими денежными средствами и размер госпошлины.
В соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с ответчика подлежат взысканию проценты на сумму необоснованно выплаченного пособия и субсидий в размере (209057,39х9,25%:365х19) + (209057,39х9%:365х89) + (209057,39х8,50%:365х42) + (209057,39х8,25%:365х48) + (209057,39х7,75%:365х10) =10351,20
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Бем Э.Ю. в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" подлежит взысканию госпошлина в размере 5934,09 руб.
Принимая во внимание, что судебной коллегией уточнены расчеты, произведенные судом первой инстанцией, доводы жалобы истца об отсутствии расчетов в решении суда по подлежащей возврату сумме субсидии, основанием к отмене решения не являются. Доводы жалобы в части выплаченной субсидии за 2017 год во внимание не принимаются, так как из расчета, представленного истцом в сумму 221472,47 руб. вошли, в том числе и суммы, выплаченной субсидии за январь-март 2017г. С учетом вышеприведенного расчета судебной коллегии данные суммы включены в общий размер необоснованно полученной субсидии, подлежащей взысканию с ответчицы.
Доводы жалобы о несогласии с отказом в возврате субсидии за 2015г. необоснованны, поскольку сведений о доходах за 2015г. из налоговых органов не представлено, сведения из Пенсионного фонда о страховых взносах не могут быть приняты во внимание, так как не отражают реальный ежемесячный размер доходов. Таким образом, надлежащих доказательств, свидетельствующих о недостоверности представленных ответчицей сведений за 2015 год, при рассмотрении дела судом не установлено, а истцом не представлено.
Произведенный судом расчет размера пособия на детей и доплат к пособию в сумме 72 365,59 руб. фактически в апелляционной жалобе не оспаривается. Указанная сумма взыскана судом первой инстанции на основании расчетов представленных истцом по запросу суда (л.д. 144 - 148 т. 2).
Доводы жалобы сводятся к позиции о том, что сам по себе факт сокрытия части доходов является основанием к возврату всех выплаченных сумм субсидий и пособий. Указанные доводы были предметом обсуждения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены судом. Вопреки доводам жалобы оснований для взыскания с ответчицы обоснованно полученных сумм субсидий и пособий, не имеется, а незаконно полученные суммы взысканы судом.
Доводы апелляционной жалобы ответчицы повторяют позицию, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, и сводятся к мнению о том, что в деле отсутствуют доказательства предоставления ответчицей недостоверных сведений. Указанные доводы не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств.
С учетом вышеизложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб сторон не имеется. Процессуальных нарушений, влекущих в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, безусловную отмену судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 октября 2018 года оставить без изменения, доводы апелляционных жалоб ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара", представителя Ушаковой И.Г, действующей в интересах Бем Э.Ю, - без удовлетворения.
Уточнить абзацы первый и третий резолютивной части решения суда, изложив их в следующей редакции:
"Взыскать с Бем Э.Ю. в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" необоснованно полученную субсидию в размере 136 691 руб.80 коп, пособие на ребенка и доплату к нему в размере 72365 руб. 59 коп, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 10351 руб. 20 коп.".
"Взыскать с Бем Э.Ю. госпошлину в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" в сумме 5394 руб.09 коп.".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.