СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В,
судей Ус Е.А, Ушаковой Л.В,
при секретаре Калинкович И.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 января 2019 года дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации МО ГО "Воркута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 октября 2018 года, по которому
исковые требования прокурора города Воркуты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.
Возложена обязанность на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 21 "Умка" г.Воркуты обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно - точечного шрифта Брайля по адресу: "Адрес обезличен", установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно - контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно - контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскана с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 21 "Умка" г.Воркуты государственная пошлина в размере 300 (триста) рублей в доход муниципального образования городского округа "Воркута".
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В, объяснения помощника прокурора Юдина А.В, судебная коллегия
установила:
прокурор г.Воркуты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ "Детский сад N 21 "Умка" г.Воркуты, с учетом уточнений просил обязать ответчика обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно - точечного шрифта Брайля по адресу: "Адрес обезличен", установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно - контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно - контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Управление образования администрации МО ГО "Воркута", указывая на неверное применение норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений на неё, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Как следует из материалов дела, согласно Уставу МБДОУ "Детский сад N 21 "Умка" г.Воркуты является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам различных видов, уровней и направлений, присмотр и уход за детьми, а также имеющим право осуществлять иные виды деятельности, в том числе оказывать платные услуги населению.
В ходе проведенной прокуратурой г.Воркуты проверки были выявлены нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов и об образовании, а именно: у входа в здание детского сада отсутствуют информационная вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; отсутствуют обозначения путей движения и предупреждения об опасностях. Данные нарушения ограничивают права слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам. При этом отсутствие в образовательном учреждении воспитанников-инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных нормативных требований.
Согласно п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В силу пп. "а" п. 4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр.
С учетом вышеприведенных обстоятельств дела и правовых норм, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что здание детского сада является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов.
Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
Указание в апелляционной жалобе на применение положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды. Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации.
Довод жалобы о том, что требования приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" распространяются только на образовательные организации, осуществляющие меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедшие капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку приведенный Порядок не содержит указание о его применении только к образовательным организациям, осуществляющим меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию.
Довод ответчика относительно того, что в адрес МБДОУ "Детский сад N 21 "Умка" г.Воркуты представление об устранении нарушений федерального законодательства не вносилось, а вносилось в адрес руководителя Управления образования МО ГО "Воркута", в связи с чем отсутствовала возможность добровольного исполнения данных положений законодательства, не может быть принят во внимание, поскольку законодательством такой порядок не предусмотрен.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации МО ГО "Воркута" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.