СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л,
судей Круковской А.В, Ушаковой Л.В,
при секретаре Поповой О.К,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 января 2019 года дело по апелляционным жалобам администрации МО ГО "Сыктывкар" и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2018 года, по которому
признано за Елькиным С.В. право на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
возложена обязанность на администрацию МО ГО "Сыктывкар" включить Елькина С.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с даты вступления решения суда в законную силу;
возложена обязанность на администрацию МО ГО "Сыктывкар" предоставить Елькину С.В. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО "Сыктывкар".
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В, объяснения истца Елькина С.В, представителя истца Каленской Н.В, представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" по доверенности Гогуновой Д.Д, судебная коллегия
установила:
Елькин С.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании за ним права на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договора найма специализированных жилых помещений; обязании включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с даты обращения; обязании предоставить ему жилье по договору найма специализированного жилого помещения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, ГБУ РК "Кочпонский ПНИ", ГБУ РК "Эжвинский ПНИ".
Суд принял приведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах администрация МО ГО "Сыктывкар", Министерство труда, занятости, социальной защиты РК со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание третьих лиц, извещенных надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что Елькин С.В, "Дата обезличена" года рождения, является сиротой, инвалидом... группы с детства, страдает...
С 23.01.1986 до 28.12.1990 Елькин С.В. находился в Доме ребенка N 2 г.Уржум Кировской области, откуда выбыл 28.12.1990 в Русско-Турекский дом-интернат Уржумского района Кировской области. В Русско-Турекский дом-интернат Елькин С.В. поступил с диагнозом:... 10.10.1993 Елькин С.В. был переведен в Кочпонский детский дом-интернат г.Сыктывкара.
С 11.10.1993 до 19.12.2005 Елькин С.В. находился на стационарном социальном обслуживании в ГБУ РК "Кочпонский ПНИ". При поступлении в указанное учреждение истец имел диагноз:...
С 19.12.2005 Елькин С.В. постоянно проживает в г.Сыктывкаре, находится на стационарном социальном обслуживании в ГБУ РК "Эжвинский ПНИ". С 03.06.2010 Елькин С.В. сохраняет регистрацию по месту жительства в здании ГБУ РК "Эжвинский ПНИ" по адресу: "Адрес обезличен"
Каким-либо жилым помещением Елькин С.В. не обеспечен.
24 апреля 2018 года Елькин С.В. обратился в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с запросом о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
На заседании комиссии по жилищным вопросам 08.05.2018 было принято решение об отказе во включении истца в Список, в связи с достижением истцом возраста 33 лет и, соответственно, утратой в связи с этим статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 года N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан", исходил из того, что истец является инвалидом с детства, имеет инвалидность... группы бессрочно, при этом, способен осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни, наличие у истца психического заболевания, отсутствие образования и ограниченного доступа к информации не позволяло ему до достижения 23-хлетнего возраста самостоятельно обратиться с заявлением о включении в Список, каких-либо мер, направленных на включение истца в Список, администрацией ГБУ РК "Кочпонский ПНИ" не предпринималось.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции.
Доводы апелляционных жалоб, указывающие на то, что оснований для удовлетворения иска не имелось, поскольку реализация права на предоставление жилого помещения ограничена достижением возраста 23 лет, после чего лицо утрачивает право на предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, а Елькин С.В. с заявлением о постановке на соответствующий учет нуждающихся в жилых помещениях по достижении возраста 18 лет не обращался, о незаконности решения не свидетельствуют.
Действительно, согласно части 9 статьи 8 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Меры указанной социальной поддержки носят заявительный характер и их предоставление возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, при наличии спора, суду надлежит выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, основанием для защиты в судебном порядке права обеспечения жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав таких лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец, хоть и являлся совершеннолетним и дееспособным, однако в силу психического здоровья не мог самостоятельно реализовать свое жилищное право путем своевременного обращения с заявлением о постановке его на соответствующий учет.
ГУ РК "Кочпонский детский дом - интернат для умственно отсталых детей", где Елькин С.В. находился на попечении до декабря 2005 года, должен был принять меры к тому, чтобы истец, в силу умственного развития не в полной мере осознающий и понимающий свои права, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок-сирота, для получения в дальнейшем жилого помещения.
Поскольку уважительность причин пропуска срока обращения истца с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подтверждается объективными причинами, ссылки ответчика и третьего лица на неисполнение истцом обязанности по постановке на учет судебной коллегией отклоняются.
Судебная коллегия считает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации МО ГО "Сыктывкар" и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.