СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В,
судей Ушаковой Л.В, Шерстнёвой А.А,
при секретаре Калинкович И.С,
рассмотрела в судебном заседании 06 декабря 2018 года дело по апелляционной жалобе Юсупова Ю.Р. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 сентября 2018 года, которым иск Юсупова Ю.Р. к ФКУ "Жилищное-коммунальное управление" УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми об обязании отменить протокол заседания комиссии, обязании поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А, объяснения представителя Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми Алябушевой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юсупов Ю.Р. обратился в суд с иском к ФКУ "Жилищно-коммунальное управление" УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми об обязании УФСИН России по Республике Коми отменить протокол комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Коми и подведомственных учреждений, членами их семей и гражданами Российской Федерации, уволенных со службы в УФСИН России по Республики Коми и подведомственных учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения "Номер обезличен" от "Дата обезличена" в части отказа в предоставлении единовременной социальной выплаты Юсупову Ю.Р.; обязании ответчика ФКУ "Жилищно-коммунальное управление" УФСИН России по Республике Коми поставить Юсупова Ю.Р. на учет на получение единовременной социальной выплаты; обязании УФСИН России по Республике Коми выплатить Юсупову Ю.Р. компенсацию причиненного морального вреда в сумме 10000 руб.
Истец в судебном заседании участия не принимал, ответчики иск не признали.
Суд принял указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Действующим правовым регулированием определены перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 416-О).
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
По делу установлено, что "Дата обезличена" Юсупов Ю.Р. обратился с рапортом о постановке его в очередь на получение единовременной социальной выплаты с целью приобретения или строительства жилья с составом семьи - 4 человека, в том числе...
Как следует из представленных заявителем документов, заявитель Юсупов Ю.Р, супруга... с "Дата обезличена" временно (согласно поквартирной карточке), а с "Дата обезличена" по настоящее время (согласно поквартирной карточке и паспортным данным) постоянно зарегистрированы и проживают на основании договора найма квартиры от "Дата обезличена" в жилом помещении по адресу: "Адрес обезличен", которое с "Дата обезличена" принадлежит на праве собственности иному лицу. Ранее заявитель и дети с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", супруга с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" были зарегистрированы по адресу: "Адрес обезличен" На основании заочного решения Княжпогосткого районного суда Республики Коми от "Дата обезличена" заявитель, супруга, сын и дочь сняты с регистрационного учета по данному адресу. Согласно решению собственником помещения является Попов А.М, а заявитель и члены его семьи по данному адресу не проживают.
Таким образом, при подаче рапорта Юсуповым Ю.Р. не представлены сведения о месте регистрации заявителя и детей в период с "Дата обезличена" года по "Дата обезличена" года.
Решением комиссии ФССИН России, оформленным протоколом "Номер обезличен" от "Дата обезличена" отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Юсупову Ю.Р. в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013г. Сведения о регистрации по месту жительства Юсупова Ю.Р. и его детей в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", то есть за последние 5 лет до подачи им рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, как предусмотрено пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в материалах дела отсутствуют.
В силу приведенного выше правового регулирования определение нуждаемости сотрудника и членов его семьи в жилом помещении и, как следствие, признание за таким сотрудником права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляются на основании представленных сотрудником документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Поскольку Юсуповым Ю.Р, претендующим на получение спорной выплаты, в комиссию ФСИН России не были представлены документы, содержащие необходимые сведения с места жительства его и членов его семьи (несовершеннолетних детей) в определенный период за последние 5 лет до подачи рапорта о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решение ответчика об отказе в постановке на учет истца для получения единовременной социальной выплаты является правомерным.
Порядок постановки сотрудников, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, установлен принятым правомочным в соответствии с требованиями закона органом. Несоблюдение установленного порядка является основанием для отказа в постановке на учет. При этом законом и установленным порядком не предусмотрены обстоятельства, при которых сотрудник освобождается от обязанности по представлению информации об условиях проживания, в том числе членов семьи. Необходимость представления указанных сведений обусловлена обязанность комиссии органа службы уголовно-исполнительной системы установить право сотрудника на получение выплаты при отсутствии сведений об ухудшении им жилищных условий в течение предыдущих пяти лет.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Юсупова Ю.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.