Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Медведевой Д.С.,
судей Берко А.В, Меньшова С.В,
при секретаре судебного заседания Фатневой Т.Е,
с участием истца Высоцкого Д.Э, представителя истца Высоцкого Д.Э. - Исаева А.В. по доверенности, представителя ответчика УФСИН России по Ставропольскому краю - Латышева Р.И. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Высоцкого Д.Э. - Исаева А.В. по доверенности на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 07 августа 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Высоцкого Д.Э. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю об оспаривании решения органа государственной власти,
заслушав доклад судьи Берко А.В,
УСТАНОВИЛА:
Высоцкий Д.Э. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в УФСИН по Ставропольскому краю.
ДД.ММ.ГГГГ истцом был подан рапорт о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с прилагающими к нему необходимыми документами в территориальную подкомиссию УФСИН России по Ставропольскому краю.
ДД.ММ.ГГГГ рапорт и другие приложенные к нему документы направлены в комиссию ФСИН России для принятия решения по постановке истца с семьей на учет для получения единовременной социальной выплаты. Решением комиссии ФСМН России от ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в постановке на учет в связи с отсутствием полного пакета обязательных документов (не предоставлены копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу "адрес", копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу "адрес", представлены справки БТИ и выписки из ЕГРП без указания предыдущей фамилии супруги), а также в связи с совершением заявителем действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Однако истец считает действия комиссии ФСИН России, вытекающие из выписки из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ, необоснованными и незаконными, поскольку он представил все необходимые документы в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной помощи, а именно справку от ДД.ММ.ГГГГ N, копия похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ, справку от ДД.ММ.ГГГГ N, справку от ДД.ММ.ГГГГ N.
Кроме того, истец указывает, что Правилами не предусмотрено представление справки БТИ и выписки из ЕГРП с указанием предыдущей фамилии супруги.
Также истец указывает, что каких-либо действий, повлекших в 2014 году ухудшение его жилищных условий, он не совершал.
Учитывая изложенное, истец Высоцкий Д.Э. просил суд признать незаконным решение ФСИН России об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также признать за ним право на получение одновременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложить на ответчика обязанность поставить его на учет с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 07 августа 2018 года в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель истца Высоцкого Д.Э. - Исаев А.В. по доверенности с состоявшимся решением суда первой инстанции не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права, подлежащие применению. Указывает, что для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты Высоцким Д.Э. был представлен необходимый набор документов, а требование предоставления иных документов не предусмотрено установленными Правилами и противоречит действующему законодательству. Считает, что суд не определили не дал должной правовой оценки месту фактического жительства истца, поскольку факт регистрации Высоцкого Д.Э. в принадлежащем иному лицу жилом помещении, в котором он не проживает, сам по себе не свидетельствует об обеспеченности жилым помещением в качестве члена семьи собственника этого жилого помещения.
В дополнениях к апелляционной жалобе истец Высоцкий Д.Э. указывает, что считает выписку из позохозяйственной книги документом, заменяющим выписку из домовой книги. В связи с этим, территориальная подкомиссия - УФСИН России по СК - оценила представленный истцом пакет документов, приняла его и направила в ФСИН России для принятия окончательного решения. Однако указанный вопрос рассматривался с нарушением установленных законом сроков более чем на два года, что не позволило Высоцкому Д.Э. своевременно реализовать его право постановки на учет.
Просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика УФСИН России по Ставропольскому краю - Латышев Р.И. по доверенности доводы жалобы не признал, считая их незаконными и необоснованными, в связи с чем просит обжалуемое решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца Высоцкого Д.Э. и его представителя Исаева А.В. по доверенности, поддержавших требования апелляционной жалобы и просивших обжалуемое решение суда отменить, представителя ответчика УФСИН России по Ставропольскому краю - Латышева Р.И. по доверенности, не признавшего требования апелляционной жалобы и просившего обжалуемое решение суда оставить без изменений, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, регламентируя судебный процесс, наряду с правами его участников предполагает наличие у них определенных обязанностей, в том числе обязанности добросовестно пользоваться своими правами (ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом реализация права на судебную защиту одних участников процесса не должна ставиться в зависимость от исполнения либо неисполнения своих прав и обязанностей другими участниками процесса.
На основании ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Закона N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок выплаты единовременной социальной выплаты, а также порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, согласно п. 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
В соответствии с п. 5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагаются выписки из домовых книг, копии финансово-лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам, указанные документы не могут быть получены, предоставляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец Высоцкий Д.Э, имея выслугу более 10 лет, обратился в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Ставропольскому краю с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для покупки или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека: заявитель, супруга - Высоцкая (Мячина) Е.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - Высоцкий Д.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно представленным к рапорту документам, истец Высоцкий Д.Э. постоянно с ДД.ММ.ГГГГ, его супруга с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ и их сын с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрированы в жилом помещении, общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес". Всего в жилом помещении по месту пребывания постоянно зарегистрированы 8 человек. Жилое помещение принадлежит на праве собственности Дрыгину П.И. (отец супруги заявителя). Копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги на жилое помещение не представлены (представлены копия выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ N, справка от ДД.ММ.ГГГГ N).
Ранее истец Высоцкий Д.Э. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и его сын с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно были зарегистрированы в жилом помещении, общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес". Всего в жилом помещении по месту пребывания были постоянно зарегистрированы 3 человека (заявитель, супруга и сын). Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери истца - Высоцкой Т.И. Копия свидетельства о государственной регистрации права на указанное жилое помещение, копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги не представлены (представлены копия выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ N, справка от ДД.ММ.ГГГГ N).
Однако справка БТИ на истца с места рождения ( "адрес") не представлена, справки БТИ и выписка из ЕГРП представлены без указания предыдущей фамилии супруги на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества в период с ДД.ММ.ГГГГ, представленные всеми территориальными органами Россреестра.
Кроме того, из материалов дела следует, что до ДД.ММ.ГГГГ истец и его сын были зарегистрированы в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности матери истца, а документы для поучения ЕСВ были поданы истцом ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более 4-х месяцев после снятии с регистрационного учета, в связи с чем у ФСИН России имелись основания полагать, что истец имел право пользования и проживания в жилом помещении своей матери, но с целью получения ЕСВ сознательно ухудшил свои жилищные путем снятия с регистрационного учета по указанному адресу.
Непредставление Высоцким Д.Э. вышеуказанных документов, а также установление обстоятельства совершения им действий, повлекших ухудшение его жилищных условий, послужило основанием для принятия ФСИН России решения об отказе в постановке истца на учет для получения ЕСВ, что отражено в выписке из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленные требования по существу, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не соблюден порядок подачи документов и условия для принятия его на учет для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", а также им совершены действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, считает его законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он:
- не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ);
- является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м. (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ);
- проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ);
- является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
- проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ);
- проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ);
- проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ).
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и в ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Согласно п. 23 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
В п. 5 Правил указано, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил, в том числе:
- п.п. "з" - выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
- п.п. "и" - документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (п. 6 Правил).
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-хмесячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий.
При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Пунктами 10.1 и 10.2 Порядка на Территориальные комиссии возлагались функции по проверке представленных документов для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, с правом при выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращения их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Законодатель четко определил, что комиссия проверяет представленные документы для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, но не проверяет документы на предмет их достаточности, достоверности и объективности для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Следовательно, обязанность предоставления всех необходимых документов, подтверждающих право сотрудника на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, возлагается именно на сотрудника (заявителя). При этом ни на ФСИН России, ни на его территориальные органы не возложена обязанность и не предоставлено право запрашивать документы для постановки граждан на такой учет.
Судебная коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что довод истца Высоцкого Д.Э. о предоставлении им полного пакета документов, установленного действующим законодательством, опровергается материалами дела.
Так, комиссией ФСИН России были изучены представленные документы с мест жительства истца Высоцкого Д.Э. и членов его семьи (супруги и сына) за последние 5 лет до подачи заявления по двум адресам:
- "адрес",
- "адрес".
Комиссией установлено и не оспаривается сторонами, что справка БТИ на заявителя с места его рождения ( "адрес") не представлена; копия свидетельства о праве собственности на жилое помещение по "адрес" (принадлежащее матери истца), не представлена; справки БТИ представлены без указания предыдущей фамилии супруги заявителя; выписка из ЕГРП представлена без указания предыдущей фамилии супруги на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества в период с 01.01.1999 г. Информация не представлена всеми территориальными органами Росреестра.
Доводы истца о том, что он вправе представить вместо указанных документом "заменяющие их документы", суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными, поскольку в нарушение положений п.п. "з" п. 5 Правил документов, подтверждающих невозможность по независящим от сотрудника обстоятельствам получения выписок из домовых книг и копий финансовых лицевых счетов, истцом в комиссию ФСИН России представлено не было.
Также судом первой инстанции верно указано, что выписки из похозяйственных книг, представленные истцом, не являются в силу Правил альтернативным документом, заменяющим выписки из домовых книг.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с позицией районного суда о том, что истцом Высоцким Д.Э. не были представлены в комиссию ФСИН России в полном объеме документы, предусмотренные п.п. "з" п. 5 Правил, для постановки его на учет для получения ЕСВ, что исключило возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности истца жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы об обратном.
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Основываясь при вынесении решения на вышеуказанных нормах закона, суд первой инстанции правомерно установилюридически значимые обстоятельства, свидетельствующие об обеспеченности истца Высоцкого Д.Э. жилым помещением на момент прекращения регистрации по прежнему месту жительства (по адресу: "адрес", принадлежащее на праве собственности его матери, членом семьи которой он является) и регистрации по адресу места проживания (по адресу: "адрес", принадлежащее на праве собственности отцу его супруги, но в котором зарегистрировано 8 человек (то есть менее 15 кв.м. на одного человека)).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что имело место ухудшение истцом Высоцким Д.Э. его жилищных условий, ввиду чего выводы комиссии об отказе в постановке истца на учет для получения ЕСВ на основании ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ являются правомерными, а решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований - соответствующим требованиям действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не определили не дал должной правовой оценки месту фактического жительства истца, судебная коллегия оставляет без внимания, поскольку он не соответствует действительности, так как данное обстоятельство было установлено районным судом и в результате его исследования постановлено верное суждение о сознательном ухудшении истцом его жилищных условий.
Таким образом, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы в силу положений ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Каких-либо нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Следовательно, решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 07 августа 2018 года об отказе в удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, аналогичны исковым требованиям, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств.
Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", предусматривает, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение постановлено судом при правильном применении норм материального права с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 07 августа 2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Высоцкого Д.Э. - Исаева А.В. по доверенности оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.