Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Поздняковой Т.В.,
судей Брюквиной С.В, Маньковой Е.Н,
при секретаре Хлестковой О.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
14 января 2019 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента образования Ярославской области на решение Кировского районного суда города Ярославля от 17 сентября 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования Соколова Максима Валерьевича к Департаменту образования Ярославской области удовлетворить.
Возложить на Департамент образования Ярославской области обязанность включить Соколова Максима Валерьевича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в силу норм Закона Ярославской области от 09.11.2007 года N85-з "О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области".
Взыскать с Департамента образования Ярославской области в пользу Соколова Максима Валерьевича возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.".
Заслушав доклад судьи Поздняковой Т.В, судебная коллегия
установила:
Соколов М.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Департаменту образования Ярославской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование иска указано, что он является лицом из числа оставшихся без попечения родителей. Мать истца лишена в отношении него родительских прав, отец ограничен в родительских правах. Истец зарегистрирован в квартире площадью 35,2 кв.м. по адресу: "адрес"; является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру.
Истцу отказано во включении в список на том основании, что размер его доли, приходящейся на него, как на собственника жилого помещения, составляет более учетной нормы, установленной для городского округа город Рыбинск. С указанным отказом истец не согласен, ссылается на ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". ЖК РФ, Закона ЯО N85-3, указывает, что в жилом помещении зарегистрированы иные лица, не являющиеся членами его семьи, в том числе мать, лишенная в отношении сына родительских прав.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамента образования Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав представителя Департамента образования Ярославской области по доверенности Щербатых Л.В, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Соколова М.В. и Соколова И.В, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что правовых оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Удовлетворяя исковые требования Соколова М.В, суд первой инстанции исходил из того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; является собственником 1/3 доли в праве на жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 35,2 кв.м. Иного жилья истец не имеет. В указанном жилом помещении, зарегистрировано четыре человека, соответственно, площадь жилья на каждого из зарегистрированных в нем составляет 8,8 кв.м, что менее учетной нормы, установленной постановлением главы Рыбинского МО от 11.04.2005 N 750 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения".
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, считает их правильными, соответствующими материалам дела и закону.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).
Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 данного Федерального закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы Рыбинского МО от 11.04.2005 N 750 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Из дела видно и ответчиком не опровергнуто, что Соколов М.В. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы городского округа город Рыбинск от 01.04.2009 года N за Соколовым М.В. закреплено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 35,2 кв.м.
На основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 15.06.2009 года N 1550 Соколов М.В. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру, иными сособственниками по 1/3 доли в праве являются Виноградова Т.С. (бабушка истца) и Соколов И.В. (брат истца). В указанном жилом помещении зарегистрировано 4 человека: истец Соколов М.В, его бабушка Виноградова Т.С, брат Соколов И.В, мать Виноградова А.А, ранее лишенная в отношении сына родительских прав.
Таким образом, учитывая количество зарегистрированных лиц в этом жилом помещении, площадь, приходящаяся на Соколова М.В, составляет 10 кв.м, то есть - меньше учетной нормы площади жилого помещения, что свидетельствует о наличии предусмотренного подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" основания, подтверждающего невозможность проживания Соколова М.В. в указанном жилом помещении.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о возложении на Департамент образования Ярославской области обязанности включить Соколова М.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Доводы жалобы о том, что со стороны истца было допущено злоупотребление правом и ухудшение своих жилищных условий путем дачи согласия на регистрацию матери в жилом помещении, исследовались судом и получили надлежащую оценку.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Из анализа приведенной нормы следует, что намеренным ухудшением гражданами своих жилищных условий является совершение таких действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласие истца на регистрацию матери Виноградовой А.А. в жилом помещении, принадлежащем ему на праве долевой собственности в размере 1/3 доли, не может быть расценено как умышленное ухудшение истцом своих жилищных условий и являться основанием к отказу во включение его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку как следует из материалов настоящего дела, имелось согласие двух других собственников жилого помещения на регистрацию Виноградовой А.А. в квартире.
Как пояснял Соколов М.В. в суде второй инстанции, его мать по факту уже длительное время проживает в указанной квартире без регистрации; прописка ей была нужна для устройства на работу, Виноградова Т.С. (бабушка истца) и Соколов И.В. (брат истца) пожалели Виноградову А.А, дали согласие на ее регистрацию; Соколову М.В. тоже стало ее жалко.
Как правильно указано судом первой инстанции, по состоянию на 2009 год на момент закрепления за истцом жилого помещения и его приватизации в указанной квартире было зарегистрировано четыре человека, в том числе истец, мать истца Виноградова А.А, лишенная в отношении него родительских прав, бабушка, брат, в связи с чем, жилое помещение изначально не могло быть закреплено за несовершеннолетним и он подлежал обеспечению отдельным благоустроенным жилым помещением по норме предоставления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку истец относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно до достижения 23-летнего возраста обратился в компетентный орган для защиты своих жилищных прав, но фактически жилым помещением по норме учета и предоставления не обеспечен, имеются основания для включения Соколова М.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются повторением правовой позиции ответчика при рассмотрении спора, были предметом исследования в суде первой инстанции, судебной коллегией не принимаются.
Нарушений норм процессуального права, которые могут являться основанием к отмене решения, судом не допущено.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Департамента образования Ярославской области на решение Кировского районного суда города Ярославля от 17 сентября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.