Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Задворновой Т.Д,
судей Суринова М.Ю, Драчева Д.А,
при секретаре Черных А.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
11 января 2019 года
гражданское дело по апелляционным жалобам департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области и департамента образования Ярославской области на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 11 октября 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования Вавиловой Анастасии Юрьевны удовлетворить.
Установить факт того, что Вавилова Анастасия Юрьевна не является членом семьи Наумова Олега Борисовича и несовершеннолетнего Н.И.О..
Признать незаконным решение комиссии Департамента образования Ярославской области от 15.05.2018 об исключении Вавиловой Анастасии Юрьевны из списка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Департамент образования Ярославской области восстановить Вавилову Анастасию Юрьевну в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области предоставить Вавиловой Анастасии Юрьевне благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда, общей площадью не менее 42 кв.м, расположенное в городе Рыбинске".
Заслушав доклад судьи областного суда Суринова М.Ю, судебная коллегия
установила:
Вавилова А.Ю. обратилась в суд с иском к Департаменту образования Ярославской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, Наумову О.Б, в котором просила (с учетом уточнений) обязать Департамент образования Ярославской области восстановить ее в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, обязать Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области предоставить по договору найма специализированное жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м, расположенное в г.Рыбинске, установить факт того, что она не является членом семьи Наумова О.Б.
В обоснование исковых требований указала, что является лицом из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении, приказом департамента образования Ярославской области от 21.07.2015 года была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, решением комиссии по формированию списка 15.05.2018 года была исключена из данного списка, в связи с утратой оснований, дающих права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Данное решение истица считает незаконным, поскольку в закрепленном жилом помещении по адресу: "адрес" зарегистрированы также Наумов О.Б. ( "данные изъяты" Вавиловой А.Ю.) и несовершеннолетний Наумов И.О.( "данные изъяты" Наумова И.О. и "данные изъяты" Вавиловой А.Ю.), которые не являются членами ее семьи, проживание в данном жилом помещении невозможно, поэтому она имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с предусмотренным для указанной категории лиц действующим законодательством, до настоящего времени жилым помещение истица не обеспечена.
Судом принято указанное решение, с которым не согласны департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области и департамент образования Ярославской области.
В апелляционной жалобе департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований к департаменту. Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, нарушению норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе департамента образования Ярославской области ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, нарушению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалоб, обсудив их, изучив материалы дела, выслушав возражения Вавиловой А.Ю, ее представителя по доверенности Колесниковой Ю.В, Наумова О.Б, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 ст. 109-1 Жилищного кодекса Российской федерации ( далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Пунктами 1-3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п. 1 указанной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1, ранее, чем до достижения ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 этого Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 ст. 8 вышеназванного Федерального закона.
В Список включаются лица, указанные в абз. 1 пункта 1 ст. 8 и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 ст. 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
В силу пункта 7 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Из содержания приведённых правовых норм следует, что федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 пункта 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ. К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребёнка, который достиг возраста 18 лет и который включён в Список, а также окончание срока пребывания ребёнка в образовательной организации.
При этом ни статья 8, ни иные статьи названного Закона не устанавливают очерёдность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка (определение перечня документов, органа, в который должны быть представлены документы, и т.п.). По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Формирование Списка может иметь своей целью также определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Закон Ярославской области от 09.11.2007 N 85-з "О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области" не может устанавливать очерёдность при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями. На основании ч. 5 ст. 76 и ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к каковым относятся социальная защита и жилищное законодательство, в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации применению подлежит федеральный закон.
Принимая решение, суд пришел к выводу о том, что Вавилова А.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать - В.С.Б. решением Рыбинского городского суда Ярославской области лишена родительских прав, решением Рыбинского городского суда от 06.08.2008 года исключены сведения о В.Ю.В... как об отце Вавиловой А.Ю, в связи с чем, она не может быть лишена гарантированного и нереализованного права на предоставление ей жилого помещения, которым она до настоящего времени не обеспечена, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что 24 июня 2015 года Вавилова А.Ю. обратилась в департамент образования администрации городского округа города Рыбинск с заявлением о включении в список лиц подлежащих обеспечением жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
29.06.2015 года департаментом образования администрации городского округа городе Рыбинск составлен акт о невозможности проживания Вавиловой А.Ю. в жилом помещении расположенном по адресу: "адрес", поскольку в данном жилом помещении зарегистрирована и проживает мать Вавиловой А.Ю. - В.С.Б. лишенная в отношении нее родительских прав.
Департаментом образования администрации городского округа города Рыбинск от 29.06.2015 года дано заключение о включении Вавиловой А.Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Уведомлением департамента образования Ярославской области от 23.07.2015 года N459/06-46 Вавилова А.Ю. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
В последующем уведомлением департамента образования Ярославской области от 18.05.2018 года N253/06-18 Вавилова А.Ю. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями, поскольку В.С.Б... снята с регистрационного учета в связи со смертью. В закрепленном за Вавиловой А.Ю. жилом помещении остались зарегистрированы 4 человека. С учетом данного обстоятельства Вавилова А.Ю. обеспечена общей площадью жилого помещения свыше учетной нормы. Основания, дающие право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, отпали.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения департамента образования Ярославской области по исключению Вавиловой А.Ю. из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.
Согласно п.1 статьи 6 "3" Закона Ярославской области от 09.11.2007 N85-з "О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области" проживание детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, установленных федеральным законодательством, а также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением.
Из материалов дела видно, что согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика от 25.04.2018 года в жилом помещении по адресу: "адрес" зарегистрированы Вавилова А.Ю, Дубинина М.В. ( "данные изъяты" Вавиловой А.Ю.), Наумов О.Б. ( "данные изъяты" Вавиловой А.Ю.) и несовершеннолетний Наумов И.О. - "данные изъяты" Наумова О.Б.
В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке.
Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.
В силу закона дяди, тети, племянники, двоюродные братья и сестры не являются членами одной семьи. К близким родственникам указанные лица не относятся. Кроме того, по делу установлено, что Вавилова А.Ю. не проживает с семьей Наумова О.Б, общего хозяйства они не ведут, имеют разные источники дохода, имеют разные лицевые счета по оплате коммунальных услуг.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь вышеназванными нормами права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истица не является членом семьи лиц, с которыми зарегистрирована в одном жилом помещении; признал Наумова О.Б. и несовершеннолетнего Наумова И.О. не членами семьи Вавиловой А.Ю, в связи с чем правомерно удовлетворил требования истца в указанной части.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий по адресу: "адрес", указанная квартира состоит из двух смежных комнат, жилищнобытовые условия неудовлетворительные. То есть проживание в квартире со смежными проходными комнатами двух разных семей не представляется возможным. При этом, Наумов О.Б. от прав пользования указанной квартирой не отказывался, право пользования квартирой не утратил, зарегистрирован по указанному адресу, желает проживать в указанной квартире.
Судом установлено, что квартира по спорному адресу является единственным жилым помещением для Вавиловой А.Ю, иных жилых помещений на праве собственности или на условиях социального найма она не имеет. На данный момент Вавилова А.Ю. проживает на съемной квартире. Из пояснений Наумова О.Б. следует, что он намерен вернуться и проживать в спорной квартире вместе с сыном и пользоваться ей.
Таким образом, совместное проживание Вавиловой А.Ю. с малолетней дочерью на одной площади с лицами, не являющимися членами ее семьи, невозможно.
Суд также правомерно признал незаконным решение комиссии по формированию списка, оформленного протоколом от 15.05.2018г. N12, в части исключения Вавиловой А.Ю. из списка, а Вавилову А.Ю. подлежащей включению в данный список.
То, что ранее Вавилова А.Ю. была включена в указанный список по основанию регистрации и проживания в спорной квартире ее матери, лишенной в отношении нее родительских прав, а в настоящее время установлена невозможность проживания ее в спорной квартире по иному основанию, не является обстоятельством, влекущим за собой отмены правильного решения.
Так как оснований для исключения истца из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, у департамента образования Ярославской области не имелось.
С выводами суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, находит их правильными, основанными на представленных в дело доказательствах и соответствующими закону.
Доводы жалобы департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области об отсутствии оснований для удовлетворения требования о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения так как Вавилова А.Ю. не значилась в списке, то есть департамент не допустил нарушений прав истца на момент вынесения решения суда, подлежат отклонению как несостоятельные.
При отсутствии в Федеральном законе N 159-ФЗ указания на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, специализированных жилых помещений в порядке очерёдности, суд правомерно удовлетворил одновременно и требование о восстановлении Вавилову А.Ю. в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ярославской области, и требование о предоставлении ей такого жилого помещения. Правовых оснований для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения не имеется.
Ссылка в апелляционной жалобе департамента образования Ярославской области на иную судебную практику несостоятельна. В соответствии со ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, нормативно-правовых актов. Судебная практика регионов к источникам права не относится и руководящего значения для судов общей юрисдикции при рассмотрении гражданских дел не имеет.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Ярославля от 11 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области и департамента образования Ярославской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.