Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Лазарева Н.А.
Судей - Панковой М.А, Клюева С.Б,
С участием прокурора - Астафьевой Д.Д,
При секретаре - Валюткиной С.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 26 октября 2018 г, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Промышленного района г.Самары удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Котяковой А.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м общей площади жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазарева Н.А, обсудив доводы апелляционной жалобы Департамента управления имуществом г.о. Самара, заслушав возражения Котяковой А.В, заключение прокурора - Валюткиной С.Ш, полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленного района г. Самары обратился в суд с иском в интересах Котяковой А.В. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Котякова А.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Собственного жилья, пригодного для проживания, не имеет. В соответствии с распоряжением главы администрации Промышленного района г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ. N от ДД.ММ.ГГГГ Котякова А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения по договору социального найма по г. Самара.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, прокурор просил суд обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить истцу благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит отменить решение суда, указывая на то, что в резолютивной части решения не указано в какой мере каждый из ответчиков должен исполнить обязательства по предоставлению Павловой Ю.Д. жилого помещения. Также ссылается на то, что на сегодняшний день по объективным причинам отсутствует жилищный фонд, приобретенный за счет субвенций областного бюджета. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилым помещениями детей-сирот. Данное обеспечение осуществляется по мере поступления средств из областного бюджета и согласно списку очередности.
В суде апелляционной инстанции Котякова А.В, просила решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчики не явились. О дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки в суд не сообщили.
В заключении прокурор Валюткина С.Ш. просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, исходя из следующего.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Удовлетворяя требования прокурора Промышленного районного суда г. Самара, суд пришел к правильному выводу, что к правоотношениям, сложившимся между сторонами должны быть применены нормы Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД (в ред. от 12.11.2014) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области", поскольку действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции вышеуказанного Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции вышеуказанного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Так, согласно статьи 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4,5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД установлено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.
Статьями 5,6,8 Закона Самарской области от 05.03.2005 N77-ГД (в ред. от 29.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Из материалов дела следует, что Котякова А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
ДД.ММ.ГГГГ Промышленным районным судом г.Самары её родители - ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении дочери. Мать в родительских правах не восстанавливалась, в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 оспорил в судебном порядке отцовство, доказал, что не является ее биологическим отцом, после чего Котякова А.В. получила новое свидетельство о рождении, в котором в графе "отец" поставлен прочерк.
Распоряжением Главы Администрации Промышленного района г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении несовершеннолетней Котяковой А.В. установлена опека, опекуном назначена ФИО3
На основании личного заявления истца распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара N от ДД.ММ.ГГГГ она включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по г.о.Самара, в соответствии с датой подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлялось, что не отрицалось в судебном заседании.
Котякова А.В. проживает с опекуном по адресу: "адрес". Данная квартира является муниципальной, нанимателем является дед истца ФИО3, в квартире зарегистрированы и проживают 6 человек. Квартира имеет общую площадь 49,3 кв.м, т.е. на каждого зарегистрированного приходится по 8,2 кв.м, что ниже учетной нормы жилой площади по г.Самаре.
Согласно представленным сведениям, жилого помещения на праве собственности истец не имеет.
Таким образом, судом верно установлено, что Котякова А.В. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в мерах дополнительной социальной поддержки, жилого помещения на праве собственности или ином вещном праве не имеет, однако после достижения ей совершеннолетнего возраста, не обеспечена жилой площадью по учетной норме, установленной ч.5 ст.3 Закона Самарской области N 135-ГД от 10.04.2013 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без - попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области".
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора о предоставлении Котяковой А.В. жилого помещения на условиях специализированного найма.
Ссылки ответчика, как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции на то, что Департамент управления имуществом г.о. Самары является ненадлежащим ответчиком, отклоняются, поскольку как следует из ч.2 ст.1 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (в ред. от 10.04.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.22 Устава городского округа Самара Самарской области (в редакции решения Думы г.о.Самара от 03.12.2015) в структуру органов местного самоуправления г.о.Самара входят: Дума г.о.Самара - представительный орган г.о.Самара; Глава городского округа Самара - высшее выборное должностное лицо городского округа Самара, избираемое Думой городского округа Самара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляющее Администрациюгородского округа Самара; Администрация г.о.Самара - исполнительно-распорядительный орган г.о.Самара; Контрольно-счетная палата городского округа Самара - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля; Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент градостроительства г.о.Самара.
В соответствии с Уставом г.о.Самара Самарской области органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией
Органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления.
Указание представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что в резолютивной части решения не указано в какой мере каждый из ответчиков должен исполнить обязательства по предоставлению Котяковой А.В. жилого помещения, не является основанием для отмены решения суда, так как исполнение решения каждым из ответчиком должно проводиться в части полномочий, которыми они наделены.
Доводы представителя ответчика в апелляционной жалобе о том, что действующим законодательством не предусмотрен конкретный срок предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения данной категории граждан, следовательно, по мнению заявителя жалобы, права Котяковой А.В, не нарушены, не может быть принят во внимание, поскольку отсутствие в законе определенных временных рамок, в пределах которых орган местного самоуправления должен обеспечить лицо, относящееся к определенной категории граждан, нуждающихся в мерах дополнительной поддержки, жилым помещением, не свидетельствует о бессрочности исполнения соответствующим органом таких обязанностей, иное бы означало нарушение жилищных прав указанной категории граждан, в силу обстоятельств оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.
Ссылка в жалобе на то, что Котякова А.В. должна быть обеспечена жилым помещением в соответствии со Списком, предоставление ей жилого помещения на основании решения суда, будет ущемлять права других лиц, которые ожидают получения жилого помещения, также не может быть принята во внимание, поскольку основана на неверном толковании заявителем жалобы норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, из анализа которых следует, что законодатель не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
При этом, ссылка в жалобе на недостаточность выделяемых областным бюджетом субвенций, также не может быть принята во внимание, поскольку не свидетельствует о незаконности и необоснованности постановленных по делу судебных актов, подтверждающих право истца на вышеозначенные меры социальной поддержки.
Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самара от 26 октября 2018г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.