Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Ибрагимовой А.М,
судей - Гаджиева Б.Г, Ташанова И.Р.
при секретаре судебного заседания Джалиева М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М к Админитсрации МР " "адрес"" об обязании включить её в список лиц из числе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежащей обеспечению жилым помещением,
по апелляционной жалобе представителя истца по доверенности У на решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от "дата", которым в удовлетворении искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Гаджиева Б.Г, Судебная коллегия
установила:
М обратилась в суд с приведенными выше исковыми требованиями, в обосновании указав, что она родилась "дата" в "адрес" Калмыцкой АССР. Её отец - Х, умер "дата", а мать - А, умерла "дата". После смерти родителей они оказались у бабушки С, которая содержала и воспитала их. Поскольку в раннем возрасте она осталась без попечения родителей, то должна была состоять на учете органа опеки и попечительства Казбековского района Республики Дагестан. Обязанность по формированию списков детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодателем возложена на муниципальные органы. Оказалось, что по халатности последнего она не оказалась в списке детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Казбековского районного суда Республики Дагестан от "дата" она признана лицом, оставшейся без попечения родителей. Не имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, она лишена возможности знать какими льготами пользоваться она имеет право.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного содержится просьба в апелляционной жалобе представителя истца по доверенности У Жалоба мотивирована тем, что изложенные в решении выводы суда являются не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
М, представитель истца У, Л, представители Администрации МР "Казбековский район" и отдела опеки и попечительства Администрации МР "Казбековский район", надлежаще извещенные о судебном заседании, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суду не сообщили, ходатайств об отложении дела в суд не представили.
Судебная коллегия, с учетом надлежащего их извещения, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит, поскольку постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела при правильном применении и соблюдении норм материального и процессуального права.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", М относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается решением Казбековского районного суда Республики Дагестан от 04 апреля 2018 года.
Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Положения абзаца третьего статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в редакции Федеральных законов от 03.07.2016, от 29.02.2012 N 15-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
Так, законом закреплены следующие статусы в зависимости от возрастных групп: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказаний в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, поскольку в силу прямого указания данного Закона они утрачивают статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, являющегося необходимым условием получения мер социальной поддержки.
Преамбулы указанного Федерального закона позволяют признать, что его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста, и указанный срок является пресекательным сроком, истечение которого прекращает право лица. Поэтому пропуск данного срока влечет и прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с названным федеральным законом.
Вместе с тем, в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч. 3 ст. 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, являющегося приложением к письму Минобрнауки России от 08 апреля 2014 года N ВК-615/07, включение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в список субъекта Российской Федерации должно осуществляться, в том числе, на основании заявления лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в случае непринятия мер по включению указанных лиц в список до достижения ими 18-летнего возраста.
Как следует из материалов дела.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплен исчерпывающий перечень понятий, применяемых в целях регулирования правоотношений, связанных с общими принципами, содержания и мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, в целях регулирования правоотношений, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с ч. 1 ст. 109 ЖК РФ (п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что М, "дата" года рождения, после смерти "дата" отца Х и смерти матери А, умершей "дата", осталась без попечения родителей. После смерти родителей, как следует из искового заявления, она оказалась у бабушки С, которая содержала и воспитала их. В деле отсутствуют доказательства установления над ней соответствующим распоряжением органа местного самоуправления опеки со стороны кого-либо, в том числе и С
В настоящее время истец зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес".
Возраста 23 лет М достигла в "дата", на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, за постановкой на учет не обращалась.
В своем исковом заявлении М ссылается на то, что, не имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, она лишена возможности знать какими льготами пользоваться она имеет право, а орган местного самоуправления, каковым является ответчик по делу, свои обязанности по внесению в список на предоставление жилья несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, не выполнил, чему также способствовало бездействие местных органов опеки и попечительства.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд верно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований. При этом, суд исходил из того, что истец, имеющая право на жилое помещение по месту регистрации, с заявлением о предоставлении жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не обращалась, на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не состоит и ранее не состояла, к моменту обращения к ответчику с иском достигла возраста 30 лет и в настоящее время не относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, соответственно, права на однократное обеспечение жильем не имеет.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам, которые в соответствии с данным Законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
После достижения 23-летнего возраста признание её утратившей попечения родителей до достижения ею совершеннолетия для неё не влечет каких-либо правовых последствий, т.е. для неё прекращается возможность требовать предоставление социальной гарантии в соответствии с приведенным выше Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
При изложенных обстоятельствах оснований для иной оценки выводов суда первой инстанции Судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от 24 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М по доверенности У - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.