Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Хираева Ш.М,
судей Джарулаева А.К, Хаваева А.Г,
при секретаре Яхьяеве Т.Т,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "город Каспийск" (далее администрация ГО "город Каспийск") на решение Каспийского городского суда от 12 октября 2018 года по делу по административному исковому заявлению прокурора г. Каспийск в интересах неопределенного круга лиц к администрация ГО "город Каспийск" и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан о признании незаконным бездействия в части обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, расположенной на территории городского округа вблизи земельного участка с кадастровым номером N
установила:
Прокурор г. Каспийска обратился с административным иском в суд, в защиту интересов муниципального образования ГО "город Каспийск" и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации ГО "город Каспийск" и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан о признании незаконным бездействия в части обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, расположенной на территории городского округа вблизи земельного участка с кадастровым номером N.
В обосновании административного иска указано, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка, в ходе которой выявлен факт возведения И.М.М. объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном на побережье Каспийского моря, напротив земельного участка с кадастровым номером N, в виде каменной насыпи (с северной стороны) длиной 100 метров, шириной 10 и высотой 3 метра, огораживающих участок береговой полосы площадью 4000 м, на котором установлен деревянный сруб размерами 9 х 20 метров. Данных о законности возведения указанной насыпи, а также установку деревянного сруба, не имеется.
Вышеуказанный объект недвижимости не соответствует требованиям, градостроительного законодательства.
Объект капитального строительства, возведенный с существенными нарушениями градостроительных норм и правил - без утвержденного проекта, без разрешения на строительство, создает оговоренную законом опасность для всех находящихся на объекте и вблизи него граждан, а также их имуществу. Тем самым нарушаются интересы ГО "город Каспийск", заключающиеся в точном и неукоснительном соблюдении на территории городского округа строительных и градостроительных норм и правил, недопущении самовольного изменения архитектурного облика города, обеспечении соблюдения единых дли всех требований закона при осуществлении строительной деятельности на территории города.
Решением Каспийского городского суда от 12 октября 2018 года административное исковое заявление удовлетворено, судом постановлено: "Признать незаконным бездействие администрации городского округа "город Каспийск" в части обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, расположенной на территории городского округа вблизи земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом площадью 434,4 кв.м. с кадастровым номером N, принадлежащий И.М.М.
Обязать администрацию городского округа "город Каспийск" в течение месяца устранить нарушения закона, обеспечив свободный доступ граждан к водному объекту и береговой полосе".
В апелляционной жалобе представитель администрации ГО "город Каспийск" М. Р.А, полагая данное решение суда незаконным, необоснованным, просит его отменить, ссылаясь в обоснование своих доводов на нарушение судом норм материального права.
В обоснование приведенных доводов указывает, что земельный участок, расположенный вблизи земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположен жилой дом, принадлежащий И.М.М. находится в федеральной собственности. Уполномоченным органом Российской Федерации по управлению федеральным имуществом является Территориальное Управление Росимущества в Республике Дагестан. Администрации ГО "город Каспийск" в соответствии с действующим законодательством не наделена правами на осуществление какой-либо деятельности на земельном участке, находящимся в федеральной собственности.
Дело рассмотрено, согласно статье 150 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), изучив доводы жалобы, заслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан М.А.И. и представителя ТУ Росимущества в Республике Дагестан И.С.Г, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации" (ч. 1). "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы" (ч. 2).
Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).
В силу ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно- технических требовании, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Статьей 48 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов.
Согласно части 1 статьи 51 названного Кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий " застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
В силу части 2 той же статьи Кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка, в ходе которой выявлен факт возведения объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном на побережье Каспийского моря, напротив земельного участка с кадастровым номером N, в виде каменной насыпи (с северной стороны) длиной 100 метров, шириной 10 и высотой 3 метра, огораживающих участок береговой полосы площадью 4000 м2, на котором установлен деревянный сруб размерами 9 х 20 метров. Данных о законности возведения указанной насыпи, а также установку деревянного сруба, не имеется, суду не представлены
Согласно ч. 6 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документации, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Согласно ч.1 ст. 21 вышеуказанного Федерального закона изменения архитектурного объекта (достройка, перестройка, перепланировка) осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и договором на создание и использование архитектурного проекта.
Данной нормой закона определены способы изменения архитектурного объекта, а именно: достройка, перестройка, перепланировка, которые являются исчерпывающими.
При этом указанные способы изменения архитектурного объекта являются его реконструкцией, под которой градостроительное законодательство понимает изменение параметров объекта строительства, его частей (высоты. Количества этажей, площади и так далее). В том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
Таким образом, вышеуказанный объект недвижимости не соответствует требованиям, градостроительного законодательства
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 6 Водного Кодекса Российской Федерации).
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ч.8 ст. 6 ВК РФ).
Проведение строительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности (ч. 1 ст. 61 ВК РФ).
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их ввод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ст. 65 ВК РФ).
Статьёй 1065 ГК РФ установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Вместе с тем, объект капитального строительства, возведенный с существенными нарушениями градостроительных норм и правил - без утвержденного проекта, без разрешения на строительство, создает оговоренную законом опасность для всех находящихся на объекте и вблизи пего граждан, а также их имуществу. Тем самым нарушаются интересы городского округа "город Каспийск", заключающиеся в точном и неукоснительном соблюдении на территории городского округа строительных и градостроительных норм и правил, недопущении самовольного изменения архитектурного облика города, обеспечении соблюдения единых для всех требований закона при осуществлении строительной деятельности на территории города, в связи с чем суд обосновано пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, которые подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию закона, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ. Сама по себе иная оценка автором жалобы норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Каспийского городского суда от 12 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "город Каспийск" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.