Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Хираева Ш. М,
судей Гончарова И. А. и Джарулаева А.-Н. К,
при секретаре Яхъяеве Т. Т,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФГКУ "Южрегионжилье" на решение Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 9 октября 2018 года по делу по административному исковому заявлению Гаджевой Асият Тажутдиновны к заместителю начальника федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании действий должностного лица, связанных с неправильным расчетом жилищной субсидии и снятием с учета нуждающихся в жилом помещении члена семьи, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Гончарова И. И, объяснения представителя административного истца Гаджиевой А. Т. - Алескерова З. А, судебная коллегия
установила:
Гаджиева А.Т. обратилась в суд с административным иском к заместителю начальника федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Югрегионжилье") об оспаривании действий должностного лица, связанных с неправильным расчетом жилищной субсидии и снятием с учета нуждающихся в жилом помещении члена семьи.
В обоснование требований указано, что она в период с ноября 2003 года по 19 сентября 2017 года проходила военную службу по контракту в воинской части 63354. В период прохождения военной службы решением начальника отделения (территориального, г. Махачкала) ФГКУ "Южное регионального управление жилищного обеспечения" от 25 августа 2017 года N 28/10 она была признана нуждающимся в жилом помещении с составом семьи 5 чел. и формой обеспечения жилым помещением в виде жилищной субсидии. В середине мая 2018 года она получила решение заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" от 25 апреля 2018 года N 40, в соответствии с которым ее супруг Магомедов Г.М. снят с учета нуждающихся в жилом помещении. По мнению должностного лица, ее супруг, будучи зарегистрированным в квартире, принадлежащей его отцу Магомедову М.М. по адресу: РД, г. Буйнакск, ул. Урицкого, д. 71, кв. 18 имеет право пользования данным жилым помещением наравне с собственником, следовательно обеспечен жилым помещением по установленным нормам и оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении не имелось.
Решением заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" от 25 апреля 2018 года N 247 ей и членам ее семьи за исключением супруга предоставлена жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 6.472.008,00 рублей.
При расчете жилищной субсидии должностным лицом произведен вычет общей площади жилого помещения якобы имеющегося у ее супруга на праве пользования.
Считает, что вышеуказанные решения противоречат законодательству Российской Федерации, устоявшейся судебной практике, основаны на предположениях и вынесены необоснованно по следующим основаниям.
Будучи зарегистрированным в квартире своего отца по адресу: РД, г. Буйнакск, ул. Урицкого, д. 71, кв. 18 ее супруг никогда в данном жилом помещении не проживал. Его отец Магомедов М.М. стал собственником этой квартиры 3 мая 2012 года на основании свидетельства о праве на наследство по закону N 0439158 от 30 марта 2012 года. При этом Магомедов М.М. дал согласие ее супругу Магомедову Г.М. сохранить место своей регистрации по указанному адресу до приобретения своего жилья без права проживания, что подтверждается нотариально удостоверенным заявлением от 25 апреля 2017 года N 1-1242. Со своим отцом Магомедов Г.М. в данном жилом помещении никогда не проживал, членом его семьи не является. До вступления с ней в брак он в течении 7 лет проживал в доме, принадлежащем Алибековой Зухре Шейховне по адресу: РД, г. Буйнакск, ул. Ханмурзаева, д.31. Договор найма жилого помещения он с ней не заключал, проживал на основании устной договоренности. С 10 апреля 2017 года - со дня заключения с ней брака он проживает с ней по адресу: РД, Буйнакский район, с Нижнее Казанище. При принятии решения о снятии ее супруга с учета нуждающихся в жилом помещении заместитель начальника "Южное региональное управление жилищного обеспечения" выше указанные обстоятельства не принял во внимание. Решение заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" от 25 апреля 2018 года N 40 о снятии ее супруга с учета нуждающихся в жилом помещении повлекло за собой вынесение этим же должностным лицом незаконного решения от 25 апреля 2018 года N247 о предоставлении ей и членам ее семьи жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в меньшем размере, чем положено. Таким образом, административный ответчик при расчете полагающегося ей и членам ее семьи размера жилищной субсидии не имел права производить вычет причитающейся ее супругу доли жилищной субсидии.
Просит признать действия заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения", связанные с отказом в выплате жилищной субсидии и снятием с учета нуждающихся в жилом помещении ее супруга Магомедова Г.М. и неправильным расчетом ей и членам ее семьи размера жилищной субсидии незаконными, обязать заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения":
отменить свое решение от 25 апреля 2018 года N 40 о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении ее супруга Магомедова Г.М.;
восстановить ее супруга Магомедова Г.М. на учете нуждающихся в жилом помещении в составе ее семьи;
изменить свое решение от 25 апреля 2018 года N 247 и включить в него ее супруга Магомедова Г.М.;
рассмотреть вопрос о перерасчете и предоставлении ей недовыплачениой части субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений).
Решением Буйнакского городского суда РД от 9 октября 2018 года постановлено:
Административное исковое заявление Гаджиевой Асият Тажутдиновны удовлетворить.
Признать незаконными действия заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанные со снятием с учета нуждающихся в жилом помещении супруга административного истца Гаджиевой А.Т. - Магомедова Г.М. и неправильным расчетом Гаджиевой А.Т. и членам ее семьи размера жилищных субсидий незаконными.
Обязать заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от 25 апреля 2018 года N 40 о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении супруга административного истца - Магомедова Г.М, восстановить Магомедова Г.М. на учете нуждающихся в жилом помещении в составе семьи административного истца; изменить решение от 25 апреля 2018 года N 247 и включить в него супруга административного истца Магомедова Г.М.; произвести перерасчет и предоставить Гаджиевой А.Т. ие довыплаченной части субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере (8090010 руб-6 472 008 руб.= 1 618 002 руб.).
На данное решение представителем административного ответчика ФГБУ "Южрегионжилье" подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и вынести новое решение об отказе в административном иске.
Административный истец Гаджиева А. Г, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), изучив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или из-менения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Каких-либо оснований для отмены или изменения суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствие со ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными
публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение
оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия
(бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого
действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми
актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного
оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим
спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует, что Гаджиева Асият Тажутдиновна в период с 06 ноября 2003 года по 19 сентября 2017 года проходила военную службу по контракту в воинской части 63354.
В период прохождения военной службы решением начальника отделения (территориального, г. Махачкала) ФГКУ "Южное регионального управление жилищного обеспечения" от 25 августа 2017 года N 28/10 она была признана нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 5 чел, в том числе и ее супруг Магомедов Г.М, и формой обеспечения жилым помещением в виде жилищной субсидии.
Решением заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" от 25 апреля 2018 N 40 ее супруг Магомедов Г.М. снят с учета нуждающихся в жилом помещении. Из данного решения следует, что в результате рассмотрения учетного дела, супруг Гаджиевой А.Т. - Магомедов Гаджи Магомеднабиевич, 14.08.1984 года рождения, зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Дагестан, ул. им. Урицкого, д. 71 кв. 18, собственником данного жилого помещения отец Магомедова Г.М. - Магомедов Магомеднаби Магомедович, 07.02.1948 года рождения. Это, по мнению должностного лица, свидетельствует о том, что Магомедов Г.М. являлся членом семьи Магомедова М.М, имел право пользования данным жилым помещением наравне с собственником и был обеспечен жилым помещением но установленным нормам.
Приказом командира войсковой части от 3 октября 2017 года N 201 Гаджиева А.Т. уволена с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья и на основании этого же приказа исключена из списков личного состава войсковой части с 19 сентября 2017 года.
26 апреля 2018 года в адрес Гаджиевой А.Т. ФГКУ "Югрегионжилье" за N184/2/8428 направлено решение за N 247 от 25 апреля 2018 года о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) без учета члена ее семьи - ее супруга.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Порядок социального обеспечения военнослужащих определен Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих").
На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз.12 п.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы (п. 18 ст.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих -граждан Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 512, согласно пункту 3 которых для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
Более того, учитывая законодательный запрет на увольнение с военной службы, установленный ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в отношении перечисленных в этой норме категорий военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями, решение о постановке на учет и следующее обеспечение жилыми помещениями таких лиц должно быть принято до издания приказов об их увольнении в запас (отставку).
Из приведенных норм права следует, что реализация военнослужащим права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрены военная служба, носит заявительный характер, и связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в период прохождения военной службы.
В соответствии с абз.13 п.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пп.1, 2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в том числе: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения но договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из изложенного следует, что установление принадлежности истца к членам семьи собственника жилого помещения имеет существенное значение для дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Магомедов Г.М. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Дагестан, г. Буйнакск, ул. Урицкого, д. 71 кв. 18, собственником которого является его отец Магомедов М.М.
Из исследованного в судебном заседании свидетельства о заключении брака серии И-БД N575808 от 10 апреля 2017 года Магомедов Г.М. и Гаджиева А.Т. являются супругами по закону.
Супруг административного истца Магомедов Г.М, хотя и зарегистрирован в доме своего отца, которая принадлежит последнему на праве наследования, но фактически в этом доме не проживает, и со дня вступления в брак с административным истцом стал ее членом семьи и проживает с ней, ведя общее хозяйство и имея общий семейный бюджет.
Из справки, выданной администрацией МО "село Нижнее Казанище" от 10 сентября 2018 года N 1510, следует, что Магомедов Г.М. с 11 апреля 2017 года фактически проживает в селе Нижнее Казанище Буйнакского района со своей супругой Гаджиевой А.Т. и ее детьми.
Из справки, выданной участковым уполномоченным ОМВД по г. Буйнакску капитаном полиции Агагишиевым Т.И. от 11 сентября 2018 года N б/н следует, что Магомедов Г.Н. в период с 2010 года по 10 апреля 2017 года фактически проживал по адресу: г. Буйнакск, ул. Ханмурзаева, д. 31.
Из справки, выданной участковым уполномоченным ОМВД по г. Буйнакску капитаном полиции Агагишиевым Т.И. от 11 сентября 2018 года N б/н следует, что Магомедов Г.Н. действительно с 1991 года был зарегистрирован по адресу: г. Буйнакск, ул. Урицкого, д. 71, кв. 18, но никогда по данному адресу не проживал. В качестве основания в справке указаны: выход на место и опрос соседей.
Из имеющихся в жилищном деле Гаджиевой А.Т. письменных объяснений Магомедова Г.М, данных на имя начальника отделения (территориального, г. Махачкала) ФГКУ "Югрегионжилье", следует, что с 10 апреля 2017 года, став членом семьи военнослужащего Гаджиевой А.Т, он проживает по адресу: РД, Буйнакский район, с. Нижнее Казанище в домовладении Шихаматова М.М, у которого Гаджиева А.Т. снимает две комнаты на основании договора найма жилого помещения. До вступления с Гаджиевой А.Т. в брак Магомедов Г.М. в течении 7 лет проживал в доме, принадлежащем Алибековой З.Ш. по адресу: РД, г. Буйнакск, ул. Ханмурзаева, д.31. Договор найма жилого помещения он с ней не заключал, проживал на основании устной договоренности.
Из заявления Магомедова Магомеднаби Магомедовича, подпись в ней которого удостоверена нотариусом Алиевым А.И 25 апреля 2017 года и зарегистрирована в реестре за N 1-1242 следует, что Магомедов М.М. настоящим заявлением подтверждает факт дачи согласия сыну Магомедов)" Г.Н. на регистрацию своего места жительства в принадлежащем ему жилом помещении по адресу: г. Буйнакск, ул. Урицкого, д. 71, кв. 18 без права проживания и пользования этой квартирой.
Из паспорта Магомедова М. М, серии 82 03 N 457768, выданного ОВД г. Буйнакска Республики Дагестан 01.08.2003 г. следует, что он с 16 июля 2005 года по 15 декабря 2011 года был зарегистрирован по адресу: г. Махачкала, ул. Энгельса, д. 11. кв.108, а с 21 декабря 2011 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: г. Буйнакск, ул. Новый городок, д. 46.
В силу ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", - регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами. Таким образом, обязательным условием отнесения Магомедова Г.М, а также его супруги и детей к членам семьи собственника жилого помещения - отца супруги административного истца Магомедова М.М. является их совместное проживание.
С учетом изложенных обстоятельств и приведенных норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Магомедов Г.М. не является членом семьи собственника жилого дома, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Буйнакск, ул. Урицкого, д.71 кв.18, отца Магомедова М.М, поскольку Магомедов Г.Н. в данное жилое помещение не вселялся в качестве члена семьи собственника жилого помещения Магомедова М.М. не проживает и не никогда не проживал в этой квартире, а также не имеет общего бюджета с собственником жилого помещения, проживает отдельно и общее хозяйство с ним (отцом) не ведет. Какие-либо доказательства, свидетельствующие об обратном административным ответчиком суду не представлены.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Сохранение супругом административного истца, регистрации в домовладении, принадлежащем на праве собственности его отцу, с учетом отсутствия факта вселения в это жилое помещение и факта совместного проживания в нем, отсутствия ведения общего хозяйства с собственником не могут свидетельствовать об отнесении его к членам семьи собственника жилого помещения.
Несмотря на то, что на момент постановки Магомедова Г.М. на жилищный учет административный ответчик располагал документами, свидетельствующими о том, что последний зарегистрирован в доме своего отца Магомедова М.М, был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как член семьи (супруг) военнослужащего.
С учетом изложенного, принимая во внимание приведенные нормы закона и доказательства по делу, действия заместителя начальника ФГКУ "Югрегионжилье", связанные с неправильным расчетом жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма супруга административного истца, судом первой инстанции обоснованно признаны не законными.
Обстоятельств, свидетельствующих о совершении административным истцом намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий, судом первой инстанции не установлено.
В апелляционной жалобе указывается не то, что суд первой инстанции неправильно применил нормы жилищного законодательства, признав Магомедова членом семьи своей супруги, которая является истцом по настоящему делу.
Этот довод судебная коллегия отвергает, как необоснованный, он был тщательно проверен судом первой инстанции и сделан вывод о необходимости удовлетворения административного иска. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан,
определила:
решение Буйнакского городского суда РД от 9 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.