Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Хираева Ш.М,
судей Гончарова И.А. и Джарулаева А.-Н. К,
при секретаре Яхъяеве Т. Т,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика - Главы МО "ссельсовет Курахский" Курбанова С. А. на решение Сулейман-Стальского районного суда РД от 23 октября 2018 года по административному делу по административному иску о признании незаконным бездействия главы муниципального образования "сельсовет Курахский" Курахского района РД Курбанова С.А, отказавшего отменить постановление от 01.10.2017 года N33 "О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома Габибулаевой Э.З."; признании незаконным постановления главы МО "сельсовет Курахский" Курахского района РД 01.10.2017 года N33 и возложении обязанности на главу МО отменить данное постановление; признании незаконным бездействие главы муниципального образования "сельсовет Курахский" Курбанова С.А, отказавшего отменить постановление от 01.11.2017 N 41 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка"; признании незаконным и отмене постановления главы муниципального образования "сельсовет Курахский" 01.11.2017 N 41 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка"; признании незаконным бездействие главы муниципального образования "сельсовет Курахский" Курбанова С.А, отказавшего отменить разрешение на строительство жилого дома от 01.10.2017 N К.0 05522305-1 и возложении обязанности на главу администрации муниципального образования сельского поселения "сельсовет "Курахский" Курахского района Курбанова С. А. устранить нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации путем отмены разрешения на строительство жилого дома от 01.10.2017 N КО 05522305-1, выданного Габибулаевой Э.З.
Заслушав доклад судьи Гончарова И.А, представителя административного ответчика Курбанова С. А, прокурора Магомедова А. И, судебная коллегия
установила:
прокурор Курахского района РД обратился в суд с административным иском к главе Администрации МО СП "сельсовет Курахский" Курбанову С.А. о признании незаконным бездействия главы муниципального образования "сельсовет Курахский" Курахского района РД Курбанова С.А, отказавшего отменить постановление от 01.10.2017 года N33 "О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома Габибулаевой Э.З."; признании незаконным постановления главы МО "сельсовет Курахский" Курахского района РД 01.10.2017 года N33 и возложении обязанности на главу МО отменить данное постановление; признании незаконным бездействие главы муниципального образования "сельсовет Курахский" Курбанова С.А, отказавшего отменить постановление от 01.11.2017 N 41 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка"; признании незаконным и отмене постановления главы муниципального образования "сельсовет Курахский" 01.11.2017 N 41 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка"; признании незаконным бездействие главы муниципального образования "сельсовет Курахский" Курбанова С.А, отказавшего отменить разрешение на строительство жилого дома от 01.10.2017 N К.0 05522305-1, и возложении обязанности на главу администрации муниципального образования сельского поселения "сельсовет "Курахский" Курахского района Курбанова С. А. устранить нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации путем отмены разрешения на строительство жилого дома от 01.10.2017 N КО 05522305-1, выданного Габибулаевой Э.З,
Решением Сулейман Стальского районного суда РД от 23 октября 2018 года постановлено: "Административное исковое заявление прокурора Курахского района Республики Дагестан - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы муниципального образования "сельсовет Курахский" Курбанова С. А, отказавшего отменить постановление от 01.10.2017 года N 33 "О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома Габибулаевой Э.З.".
Отменить постановление главы МО "сельсовет Курахский" 01.10.2017 года N 33 "О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома Габибулаевой Э.З."
Признать незаконным бездействие главы муниципального образования "сельсовет Курахский" Курбанова С.А, отказавшего отменить разрешение на строительство жилого дома от 01.10.2017 N КО 05522305-1
Отменить разрешение на строительство жилого дома от 01.10.2017 NКО 05522305-1, выданного Габибулаевой Э.З.
Признать незаконным бездействие главы муниципального образования "сельсовет Курахский" Курбанова С. А, отказавшего отменить постановление от 01.11.2017 N 41 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка".
Отменить постановление главы муниципального образования "сельсовет Курахский" 01.11.2017 N 41 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка".
На это решение административный ответчик Глава МО "сельсовет Курахский" Курбанов С. А. подал апелляционную жалобу, в которой просит судебную коллегию отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении его требований.
Прокурор Магомедов А. И. просит суд решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Курбанова С. А, мнение прокурора Магомедова А. И, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, Законом Республики Дагестан от 29.12.2017 N 116 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан" (принят Народным Собранием РД 20.12.2017).
Из материалов дела следует, что главой администрации МО "сельсовет Курахский" Курахского района РД по итогам рассмотрения заявления Габибулаевой Э.З. своим постановлением от 01.10.2017 года N33 выделил земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, площадью 110 кв.м, на участке "Центр" (между зданием налоговой инспекции и зданием водозабора" из земель населенных пунктов с кадастровым номером 05:29:000001:915 в собственность бесплатно.
По результатам проверки в адрес главы МО "сельсовет Курахский" 21.03.2018г. прокурором Курахского района РД направлен протест с требованием об отмене постановления от 01.10.2017 года N33 "О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома Габибулаевой Э.З."
30 марта 2018 года глава МО "сельсовет Курахский" Курахского района РД рассмотрел протест прокурора от 21.03.2018 года и сообщил о том, что он противоречит законодательству и не подлежит выполнению по указанным в нем причинам.
Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
Согласно статье 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно.
В соответствии с подпунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской федерации бесплатно предоставляется земельный участок гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела было установлено, что в соответствии со ст. 32 Закона РД "О Земле", действовавшим на момент вынесения оспариваемого постановления о выделении земельного участка Габибулаевой Э.З. под строительство жилого дома, гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет.
При этом предоставление земельных участков гражданам осуществляется в соответствии с предельными нормами предоставления, установленными законодательством.
Заявления граждан о предоставлении земельного участка должны быть поданы на имя главы администрации муниципального образования с приложением необходимых документов.
К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у заявителя права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка.
Однако, при предоставлении спорного земельного участка Габибулаевой Э.З. изложенные требования закона не были учтены.
Как видно из материалов дела заявление Габибулаевой Э.З. о предоставлении ей земельного участка зарегистрировано в МО "сельсовет Курахский" 18 июля 2013 года. К заявлению какие-либо документы не приложены. Каких-либо сведений о том, что у Габибулаевой Э.З. отсутствует жилое помещение или земельный участок, и она состоит на учете для улучшения жилищных условий, в материалах нет.
Кроме того, как пояснил глава ответчик Курбанов С.А. в сельской администрации МО "сельсовет Курахский" нет генерального плана. А также не ведется книга учета постановки граждан на учет для улучшения жилищных условий.
Между тем, как установлено в суде первой инстанции, у Габибулаевой Э.З. в селении имеется место для проживания, дом родителей ее супруга, где она проживает в настоящее время.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что предусмотренных законом оснований для выделения Габибулаевой Э.З. земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в собственность бесплатно не имеется, одно лишь заявление не может служить основанием для выдачи земельного участка для строительства дома.
При этом Габибулаева Э.З. в установленном законом порядке не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, не состояла на учете на получение жилья.
Кроме того, согласно кадастровым сведениям, вид разрешенного использования данного земельного участка с кадастровым номером 05:29:00001:915 площадью 90 кв. м. предусмотрен для размещения объектов торговли.
Доводы главы администрации Курбанова С.А. о том, что администрацией был изменен вид разрешенного использования данного земельного участка, суд первой инстанции обоснованно признал противоречащими требованиям п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, что не было соблюдено администрацией "сельсовет "Курахский" Курахского района РД.
Также, судом установлено, что постановлением главы администрации МО "сельсовет Курахский" Курахского района РД от 01.11.2017 года N41 изменен вид разрешенного использования земельного участка с вида "для размещения объектов торговли" на вид "для строительства индивидуального жилого дома" земельного участка с кадастровым номером 05:29:000001:915, площадью 90 кв.м, расположенного по адресу: РД, Курахский район, с. Курах.
В соответствии с п. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 3 п.п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
Указанные общественные обсуждения или публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3, 4, 7 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
В соответствии с ч.5 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому вид разрешенного использования земельного участка для "размещения объектов торговли" не предусматривает жилищное строительство, в связи с чем при изменении вида разрешенного использования с "для размещения объектов торговли" на вид "для строительства индивидуального жилого дома", главой муниципального образования "сельсовет Курахский" Курахского района РД не соблюден установленный порядок, предусматривающий обязательное применение процедуры публичных слушаний при принятии такого решения.
Также на основании заявления Габибулаевой Э.З, постановлением от 1 октября 2017 года глава МО "сельсовет Курахский" Курахского района РД Курбанов С.А. разрешилстроительство жилого дома NКО05522305-1 по адресу: Республика Дагестан, Курахский район, с. Курах.
Из материалов дела усматривается, что по результатам проверки прокурором Курахского района в адрес главы МО "сельсовет Курахский" 30.05.2018г. направлен протест с требованием об отмене разрешения на строительство жилого дома от 01.10.2017 года NЯО05522305-1, выданного Габибулаевой Э.З.
9 июня 2017 года глава МО "сельсовет Курахский" Курахского района РД рассмотрел протест прокурора от 30.05.2018 года и сообщил о том, что он противоречит законодательству и не подлежит выполнению по указанным в нем причинам.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства объектов), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела также следует, что в администрации муниципального образования поселения "сельсовет "Курахский" не приняты документы территориального планирования, правила землепользования и застройки.
Согласно ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, в связи с чем выданный документ является незаконным.
Доводы представителя администрации МО "сельсовет Курахский" Курахского района РД о том, что разрешение было выдано на основании ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ не состоятельны, так как на момент вынесения постановления 01.10.2017 года указанная норма закона утратила свою силу. (Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что решением Сулейман-Стальского районного суда РД от 04.10.2016 г. удовлетворено исковое заявление прокуратуры Курахского района в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании недействительными аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 05:29:00001:915, договора купли-продажи земельного участка от 16.09.2015 г, заключенного между администрацией муниципального образования "Курахский район" и Габибулаевой Э.З, а также исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись от 02.11.2015 г. о регистрации права собственности Габибулаевой Э.З. на земельный участок. Данное решение суда оставлено в силе апелляционным определением Верховного суда РД от 02.02.2017 года.
Несмотря на вступившее в законную силу решение суда, на данном земельном участке Габибулаевой Э.З. самовольно возведено торговое помещение, которое подлежит сносу согласно решению С. Стальского районного суда от 18.04.2017 года, которое в настоящее время исполнено службой судебных приставов путем его сноса.
Доводы административного ответчика о том, что он действовал в соответствии с законодательством, суд первой инстанции неправильно применил нормы земельного и градостроительного законодательства судебная коллегия считает необоснованными, эти доводы были выдвинуты им при рассмотрении дела судом первой инстанции и обоснованно отвергнуты.
Поэтому каких-либо предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сулейман - Стальского районного суда РД от 23 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - Главы МО "сельсовет Курахский" Курбанова С. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.