Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Хираева Ш.М,
судей - Джарулаева А.К, Хаваева А.Г,
при секретаре - Яхьяеве Т.Т,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "Югрегионжилье") на решение Казбековского районного суда от "дата" по делу по заявлению Ш.У.М. к ФГКУ "Югрегионжилье" о признании незаконным решения N от "дата" о внесении изменений в учетные данные военнослужащего и решение N от "дата", а также о возложении обязанности внести изменение в указанное решение и произвести перерасчет субсидии для приобретения жилого помещения,
установила:
Ш.У.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения N от "дата" о внесении изменений в учетные данные военнослужащего и решение N от "дата", а также о наложении обязанности внести изменение в указанное решение и произвести перерасчет субсидии для приобретения жилого помещения.
В обоснование заявления представитель административного истца А.З.А. указал, что Ш.У.М. в период с "дата" по "дата" проходил военную службу по контракту в войсковой части N. В период прохождения военной службы решением начальника отделения ФГКУ "Южрегионжилье" от "дата" N Ш.У.М. был признан нуждающимся в жилом помещении с "дата" с составом семьи 5 человек, и формой обеспечения жилым помещением в виде жилищной субсидии. "дата" его доверитель получил решение заместителя начальника ФГКУ "Южрегионжилье" N от "дата" о внесении изменений в учетные данные военнослужащего. Из данного решения следует, что Ш.У.М. со своей семьей зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: Россия, Республика Дагестан, "адрес", собственником которого является отец Ш.У.М. - Ш.М.Ш... По мнению должностного лица, семья Ш.У.М. вселена собственником в указанное жилое помещение в качестве членов семьи, и семья его доверителя имеет право пользования данным жилым помещением наравне с собственником. Следовательно, при обеспечении Ш.У.М. и членов семьи жилым помещением необходимо учитывать долю общей площади жилого помещения, приходящегося на них, которая составляет 59,38 квадратных метров.
Ш.У.М. считает, что данное решение противоречит законодательству Российской Федерации, устоявшейся судебной практике, основано на предположениях и вынесено необоснованно. Будучи зарегистрированными в жилом доме своего отца, он со своей семьей фактически в нем не проживает. Отец административного истца - Ш.М.Ш. членом семьи Ш.У.М. не является. В 2006 году Ш.У.М. поступил на военную службу по контракту и убыл для ее прохождения в Чеченскую Республику. В связи с этим он выселился из жилого помещения по адресу: Россия, Республика Дагестан, "адрес", и никогда больше туда не вселялся. При этом отец Ш.У.М. - Ш.М.Ш. разрешилсохранить регистрацию в принадлежащем последнему жилом доме, а членам семьи Ш.У.М. зарегистрироваться в нем без права проживания до приобретения жилья.
Согласно действующему законодательству, обязательным условием отнесения супруга собственника жилого помещения, а также его детей и родителей к членам семьи собственника жилого помещения является их совместное проживание. Сохранение Ш.У.М. в период военной службы регистрации в доме, принадлежащем на праве собственности отцу - Ш.М.Ш, с учетом фактического выселения из этого дома в 2006 году, отсутствия ведения с этого времени общего хозяйства с последним, не может свидетельствовать о продолжении отнесения административного истца к членам семьи собственника жилого помещения, то есть Ш.М.Ш. При этом, супруга и дети Ш.У.М. никогда не вселялись в данное жилое помещение. Фактически Ш.У.М. со своей семьей проживает по адресу: Россия, Республика Дагестан, "адрес", в жилом доме, принадлежащем С.Х.С. на основании заключенного с последней договора найма жилого помещения, что подтверждается представленными ответчику копиями договоров. При рассмотрении вопроса о внесении изменений в учетные данные Ш.У.М, заместителем начальника ФГКУ "Южрегионжилье" вышеуказанные обстоятельства не приняты во внимание.
Решением Казбековского районного суда от "дата" административное исковое заявление Ш.У.М. удовлетворено, судом постановлено: "Признать незаконным Решение врио начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N от "дата", которым внесены изменения в учетные данные военнослужащего Ш.У.М. при определении норматива общей площади жилого помещения с учетом доли 59.38 квадратных метров жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, Республика Дагестан, "адрес".
Признать незаконным Решение заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N от "дата", которым Ш.У.М. и членам его семьи предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) за вычетом доли 59,38 квадратных метров жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, Республика Дагестан, "адрес".
Обязать руководителя Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть вопрос о предоставлении Ш.У.М. и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) без вычета доли 59,38 квадратных метров жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, Республика Дагестан, "адрес".
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязать административного ответчика - Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации сообщить в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу об его исполнении в суд, вынесший решение, и административному истцу - Ш.У.М.".
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Югрегионжилье" по доверенности Б.М.В. просит об отмене решение суда и принятии по делу нового судебного акта об отказе удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
Согласно доводам апелляционной жалобы административным истцом не представлены сведения о том, что договоры найма жилого помещения, заключенные им и собственником жилого помещения по адресу: Республика Дагестан, "адрес" на 1 (один) год и более, отвечают форме такого договора, установленной ч. 2 ст. 674 ГК РФ, поскольку ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма такого жилого помещения заключенного на срок не менее года, подлежат государственной регистрации.
Довод суда относительно того, что заключенные административным истцом договоры найма вышеуказанного жилого помещения свидетельствует о том, что он со своей супругой и их детьми не проживают по адресу регистрации, а живут по иному адресу на основании договорных отношений, является ошибочным и в нарушении ч.1 ст.62 КАС РФ не доказанным.
Суд, рассматривающий дело, не выяснил характер взаимоотношений свидетеля со сторонами, знание которых позволит правильно оценивать свидетельские показания. В данном случае свидетельские показания не могут быть допущены судом как надлежащие доказательства.
У Ш.У.М. и членов его семьи право пользования жилым помещением расположенным по адресу: Республика Дагестан. "адрес" наравне с его собственником возникло при его вселении в это жилое помещение и независимо от его фактического проживания. При этом их "." дети, являясь членами семьи своих родителей, обладали правом пользования этим жильем наравне с ними. Следовательно, заключение вышеуказанных договоров найма жилого помещения истцом с собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Дагестан, "адрес" не повлекло правовых последствий, связанных с прекращением права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Республика Дагестан, "адрес" как членов семьи собственника для истца, его супруги и их "." детей.
Ш.У.М. является членом семьи собственника жилого помещения и имеет право пользования вышеуказанным жилым помещением наравне с его собственником, а выезд Ш.У.М. и членов его семьи по личным мотивам из жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Дагестан, "адрес", в которое они были вселены в качестве членов семьи жилого помещения, с сохранением регистрации по месту жительства, указывает на их намерение сохранить это право пользования указанным жилым помещением до настоящего времени.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца А.З.А. возражал против апелляционной жалобы, указывая о законности и обоснованности судебного акта и о несостоятельности доводов жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих по делу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствие со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного
оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 ст. 226 КАС РФ).
Порядок социального обеспечения военнослужащих определен Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
На основании п.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абзацем 12 п.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 18 ст. 15 названного Федерального закона право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему - гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 512 от 29 июня 2011 года "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", согласно п.З которых, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым п.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
Более того, учитывая законодательный запрет на увольнение с военной службы, установленный ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в отношении перечисленных в этой норме категорий военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями, решение о постановке на учет и следующее обеспечение жилыми помещениями таких лиц должно быть принято до издания приказов об их увольнении в запас (отставку).
Из приведенных норм права следует, что реализация военнослужащим права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрены военная служба, носит заявительный характер и связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в период прохождения военной службы
В соответствии с абзацем 13 п.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации
В силу п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в период с "дата" по "дата" административный истец Ш.У.М. проходил военную службу по контракту в войсковой части N Южного военного округа. Уволен с военной службы приказом Врио командира войсковой части N N от "дата" с зачислением в запас по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 17 лет.
В период прохождения военной службы по контракту, Решением начальника отделения ФГКУ "Южрегионжилье" от "дата" N, Ш.У.М. признан нуждающимся в жилом помещении с "дата" с составом семьи - 5 человек, и формой обеспечения жилым помещением в виде жилищной субсидии.
Решением врио начальника ФГКУ "Южрегионжилье" N от "дата" в учетные данные административного истца Ш.У.М. внесены изменения при определении норматива общей площади жилого помещения с учетом доли 59,38 квадратных метров жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, Республика Дагестан, "адрес".
Решением заместителя начальника ФГКУ "Южрегионжилье" N от "дата" произведено предоставление субсидии Ш.У.М. для приобретения или строительства жилого помещения по нормативу 30,62 квадратных метров с вычетом доли 59,38 квадратных метров жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, Республика Дагестан, "адрес".
В материалы дела представлены договора найма жилого помещения с 2007 года, согласно которым административный истец Ш.У.М. с членами семьи проживает по настоящее время в "адрес" Республики Дагестан, собственником которого является С.Х.С.
Указанное обстоятельство, по мнению суда, свидетельствует о том, что Ш.У.М. вместе со своей семьей не является членом семьи своего отца - собственника жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, Республика Дагестан, "адрес" - Ш.М.Ш.
Судебная коллегия с такими выводами согласиться не может.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В частности, основываясь на положениях ст. 31 ЖК РФ и ст. 20 Гражданского кодекса РФ, судебная коллегия считает, что "." дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, и заключение такого соглашения, одним из доказательств которого является регистрация ребенка в конкретном жилом помещении, выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования таким жилым помещением, возникновение которого напрямую не связано с фактом вселения ребенка в жилое помещение, учитывая, что "." дети не имеют возможности самостоятельно реализовать право на вселение.
Фактическое проживание истца и членов его семьи по адресу: "адрес" Республики Дагестан, не умаляло их прав в отношении жилого помещения, принадлежащего отцу истца Ш.М.Ш, расположенного по адресу: Республика Дагестан, "адрес". В этой связи подлежит отклонению ссылка административного истца на то, что он и члены его семьи не проживают по адресу регистрации, а живут по иному адресу на основе договорных отношений, поскольку данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о том, что они не приобрели право пользования жилым помещением, расположенным по месту их фактической регистрации: Республика Дагестан, "адрес".
По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
Выводы суда первой инстанции о том, что административный истец и члены его семьи с момента выезда из жилого помещения, принадлежащего отцу истца, отсутствия ведения общего хозяйства, утратили право пользования данным жилым помещением, судебная коллегия не может признать состоятельными.
Административный истец Ш.У.М. с членами его семьи, будучи зарегистрированными по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем отцу истца в качестве членов семьи собственника, приобрели право пользования данным жилым помещением вне зависимости от факта вселения в него. Соответственно, приходящаяся на административного истца и членов его семьи общая площадь указанного жилого помещения подлежала учету при оценке обеспеченности семьи истца жильем в период их регистрации в данном жилье.
Кроме того, заслуживают внимания доводы жалобы о том, что договор найма жилого помещения, заключенный Ш.У.М. и членами его семьи с собственником жилого помещения по адресу: Республика Дагестан, "адрес" на 1 (один) год и более, не отвечает форме такого договора, установленной ч. 2 ст. 674 ГК РФ, поскольку ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма такого жилого помещения заключенного на срок не менее года, подлежат государственной регистрации. Заключенный административным истцом договор найма вышеуказанного жилого помещения на срок более одного года не зарегистрирован в установленном законном порядке, следовательно, не мог являться доказательством, бесспорно свидетельствующим о проживании истца и членов его семьи в жилом помещении, принадлежащем С.Х.С.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что Ш.У.М. является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, Республика Дагестан, "адрес", имеет право пользования вышеуказанным жилым помещением наравне с его собственником, а выезд Ш.У.М. и членов семьи последнего по личным мотивам из указанного жилого помещения, в которое были вселены в качестве членов семьи Ш.М.Ш, с сохранением регистрации по месту жительства, указывает на намерение сохранить это право пользования жилым помещением до настоящего времени.
Учитывая, что судом первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, судебное постановление подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления Ш.У.М.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан,
определила:
решение Казбековского районного суда Республики Дагестан от "дата" отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Ш.У.М. к Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения N от "дата" о внесении изменений в учетные данные военнослужащего и решение N от "дата", возложения обязанности внести изменение в указанное решение и произвести перерасчет субсидии для приобретения жилого помещения - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.