Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О,
судей Параскун Т.И, Довиденко Е.А,
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 сентября 2018 года по делу по иску Сысаевой М. С. к комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула об оспаривании приказа, признании малоимущей.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сысаева М.С. обратилась в суд с иском к комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула (далее - КЖКХ г.Барнаула) об оспаривании приказа, признании малоимущей. В обоснование требований указала, что приказом КЖКХ г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ ей отказано в признании малоимущей в целях принятия на учет по предоставлению жилого помещения, в связи с превышением дохода заявителя и членов его семьи порогового значения дохода, установленного решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2017 N534. Между тем, она является "данные изъяты" с детства, имеет заболевание, которое включено в перечень заболеваний, при котором невозможно проживание граждан в одной квартире, состоит в очереди в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, под ***. Согласно справке УСЗН по "адрес" она и ее дочь признаны малоимущими, нуждающимися в государственной социальной помощи и иных видах социальной поддержки. ДД.ММ.ГГ она по решению суда снята с регистрационного учета по адресу: "адрес", в настоящее время проживает у знакомых в "адрес" по "адрес", "адрес". Квартира принадлежит на праве собственности К.А.В. и М.В.А. Жилых помещений в собственности она и ее дочь не имеют. Полагала вынесенный приказ незаконным, нарушающим ее права. Ссылаясь на приведенные обстоятельства, истец с учетом уточнения просила суд признать незаконным приказ КЖКХ "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***/ ***, признать её малоимущей в целях принятия на учет по предоставлению жилого помещения для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 13.09.2018 исковые требования удовлетворены частично.
Признан незаконным приказ КЖКХ "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** об отказе в признании Сысаевой М.С. малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. На КЖКХ "адрес" возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении семьи Сысаевой М.С, состоящей из двух человек: Сысаева М.С. Я.А.С.
В апелляционной жалобе ответчик КЖКХ "адрес" просит об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по причине неверного толкования судом норм права. Ссылаясь на положения ст.ст. 1,4 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N115-ЗС, пп.5 п.2 ст.2, п.3 ст.6 Закона Алтайского края от 06.07.2006 N60-ЗС, выражает несогласие с выводом суда о том, что из дохода заявителя исключаются алименты, взысканные по решению суда в пользу заявителя.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика на доводах жалобы настаивал, представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежаще в связи с чем, на основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п.3 ст. 4 Закона Алтайского края от 19 декабря 2005 г. N 115-ЗС "О порядке проведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма" граждане для признания их малоимущими представляют органам местного самоуправления документы в соответствии с законом Алтайского края.
Признание граждан малоимущими осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.5 Закона Алтайского края от 06.07.2006 N60-ЗС "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" для определения размера дохода семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя учитываются все виды доходов гражданина-заявителя и каждого члена его семьи, полученных в денежной и натуральной формах, за исключением видов доходов, указанных в статье 6 настоящего Закона.
Статьей 8 указанного Закона определена следующая процедура признания граждан малоимущими. Для признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми постановлением Администрации Алтайского края, устанавливает, в частности, пороговое значение дохода, приходящегося на гражданина-заявителя и каждого члена его семьи, и пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, с учетом социально-экономического развития муниципального образования, состояния жилищного фонда и других факторов; размер дохода, приходящийся на гражданина-заявителя и каждого члена его семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению; наличие возможности у гражданина-заявителя и членов его семьи получения кредита в банке или иной кредитной организации или накопления собственных средств на приобретение жилого помещения. Граждане признаются малоимущими органами местного самоуправления, когда ни пороговое значение дохода, ни пороговое значение стоимости имущества не превышены и у гражданина-заявителя и членов его семьи отсутствует возможность получения кредита в банке или иной кредитной организации или накопления собственных средств на приобретение жилого помещения.
Статьей 1 Закона Алтайского края от 06.07.2006 N60-ЗС определено, что пороговое значение дохода - уровень среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, установленный органом местного самоуправления.
Пунктом 1.1 Решение Барнаульской городской Думы от 27.02.2007 N534 "Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" установлено пороговое значение дохода, приходящегося на каждого члена семьи, эквивалентным одному прожиточному минимуму на душу населения, утверждаемому в среднем по Алтайскому краю в установленном порядке, за квартал, предшествующий дате подачи заявления гражданином.
Постановлением Правительства Алтайского края от 14.06.2018 N208 установлена величина прожиточного минимума в целом по краю за 4 квартал 2017 года в расчете на душу населения - 8 657 руб, для трудоспособного населения - 9196 руб, для пенсионеров - 7009 руб, для детей - 8950 руб.
Постановлением Правительства Алтайского края от 16.10.2018 N390 установлена величина прожиточного минимума в целом по краю за 1 квартал 2018 года в расчете на душу населения - 9091 руб, для трудоспособного населения - 9575 руб, для пенсионеров - 7544 руб, для детей - 9446 руб.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ Сысаева М.С. обратилась в КЖКХ "адрес" с заявлением о признании ее малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, при этом, из этого заявления усматривается, что расчетный период для определения дохода указан с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Приказом КЖКХ "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***/ *** истцу отказано в признании ее малоимущей, поскольку размер дохода заявителя и членов его семьи превышает пороговое значение дохода, установленное решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Суд установил, что Сысаева М.С. является получателем пенсии по "данные изъяты" в размере "данные изъяты", ЕДВ в размере "данные изъяты" руб, что подтверждается представленными справками УПФ России в "адрес".
Кроме того, установлено, что ответчиком в расчет дохода заявителя включена сумма алиментов, взысканных с Я.С.В. в пользу Сысаевой М.С. на содержание дочери Я.А.С. по решению мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГ в размере "данные изъяты" руб. ежемесячно.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком при определении размера дохода истца и члена ее семьи, необоснованно учтены взысканные решением суда алименты в твердой денежной сумме, в связи с чем пришел к выводу о незаконности решения ответчика об отказе в признании Сысаевой М.С. малоимущей, поскольку ее среднемесячный доход без учета алиментных платежей ниже установленного прожиточного минимума на одного человека. Поскольку проверка соответствия иных условий постановки на учет не входит в компетенцию суда, суд первой инстанции исковые требования удовлетворил частично, признав приказ КЖКХ "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** незаконным и возложив на ответчика обязанность рассмотреть вопрос о признании Сысаевой М.С. малоимущей повторно.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что алименты не подлежат учету при определении размера дохода истца и члена ее семьи.
Статьей 6 Закона Алтайского края от 06.07.2006 N60-ЗС перечислены доходы гражданина-заявителя и членов его семьи, не учитываемые органом местного самоуправления в целях признания граждан малоимущими.
Пунктом 3 приведенной статьи предусмотрено, что из дохода граждан-заявителей и членов их семей исключаются суммы уплачиваемых алиментов.
Подпунктом 5 п.2 ст.2 указанного Закона предусмотрено, что для определения размера дохода, приходящегося на гражданина-заявителя и каждого члена его семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, гражданин-заявитель прилагает к заявлению, в том числе документы, подтверждающие суммы уплачиваемых алиментов.
Исходя из толкования приведенных положений Закона Алтайского края от 06.07.2006 N60-ЗС, из дохода граждан-заявителей и членов их семей исключаются суммы уплачиваемых непосредственно ими алиментов, поскольку указанные платежи не могут быть отнесены к их доходам.
Между тем, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим мотивам.
Понятие малоимущих граждан подробно рассмотрено в Федеральном законе от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". В нем установлен порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими.
Так, в соответствии со ст.5 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Во исполнение Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" было принято Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
В силу п.1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (ред. от 07.10.2015), при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе, алименты, получаемые членами семьи.
По информации судебного пристава-исполнителя ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Барнаулу УФССП России по Алтайскому краю К.М.А. от ДД.ММ.ГГ, представленной по запросу судебной коллегии, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исполнительное производство в отношении Я.С.В. по делу о взыскании алиментных платежей на исполнении отсутствовало, соответственно, денежные средства взыскателю Сысаевой М.С. не поступали. Согласно материалам исполнительное производство о взыскании алиментных платежей в отношении Я.С.В. было возбуждено 11.01.2017г. и 7.03.2017г. окончено. Согласно пояснениям представителя истца невозможность получения алиментов вызвана отсутствием у должника дохода.
Доход - это денежные средства или материальные ценности, полученные гражданином за определенный период времени в результате какой либо деятельности.
По смыслу вышеуказанного приведенного законодательства при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания ей государственной социальной помощи учитываются именно полученные доходы в денежной и натуральной форме.
В данном случае при наличии правовых оснований на получение алиментов, Сысаева М.С. не получает алименты на свою дочь по независящим от неё обстоятельствам.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, Комитет при определении дохода истца необоснованно включил сумму алиментов, взысканных с Я.С.В. по решению суда, но не получаемых Сысаевой М.С.
При этом, в случае постановки Сысаевой М.С. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда у ответчика имеется возможность проведения повторной оценки уровня получаемых ею доходов.
В связи с чем основания для отмены решения суда судебной коллегией не установлены.
Руководствуясь ст.ст.328,329, ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 13 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.