Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В,
судей Варнавского В.М, Дмитриевой О.С,
при секретаре Горской О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Алхасовой Л. Э. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 08 октября 2018 года по делу
по иску Алхасовой Л. Э. к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности поставить на учет.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алхасова Л.Э. проходила военную службу с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, выслуга лет в календарном исчислении на момент увольнения составила "данные изъяты" дней, уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
ДД.ММ.ГГ Алхасовой Л.Э. подан рапорт командиру войсковой части ***, с исходящим штампом войсковой части *** от ДД.ММ.ГГ ***, в котором Алхасова Л.Э. просит разрешения по включению ее и члена ее семьи А. P.M. в списки на получение квартиры за пределами гарнизона ЗАТО Сибирский, в "адрес". Календарная выслуга лет составляет "данные изъяты" месяца. Проживает по адресу: ЗАТО Сибирский, "адрес" На рапорте имеется резолюция "установленным порядком".
ДД.ММ.ГГ Алхасовой Л.Э. подан рапорт командиру войсковой части ***, в котором Алхасова Л.Э. просит разрешения на включение ее и члена ее семьи - сына А. P.M. в список военнослужащих, нуждающихся в отселении по избранному месту жительства, и поставить на учет. В собственности жилья не имеет. Просит не исключать ее из списков части до получения жилья по избранному месту жительства.На рапорте имеется резолюция "оформить документы установленным порядком".
ДД.ММ.ГГ приказом командира войсковой части *** *** Алхасова Л.Э. исключена из списков личного состава воинской части ДД.ММ.ГГ и направлена на учет в военный комиссариат "адрес" и "адрес" с последующим убытием к избранному месту жительства.
ДД.ММ.ГГ Алхасова Л.Э. обратилась с заявлением в администрацию ЗАТО Сибирский (заявление датировано ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ) с просьбой отселить ее с семьей из ЗАТО Сибирский в "адрес" по причине утраты связи с ЗАТО Сибирский.
Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации ЗАТО Сибирский от ДД.ММ.ГГ *** Алхасова Л.Э. поставлена на учет граждан, желающих выехать в новое место жительства.
Постановлением администрации ЗАТО Сибирский от ДД.ММ.ГГ *** на основании протокола общественной комиссии по жилищным вопросам администрации ЗАТО Сибирский от ДД.ММ.ГГ Алхасовой Л.Э. с составом семьи в два человека предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес", ЗАТО Сибирский, "адрес".
ДД.ММ.ГГ между администрацией ЗАТО Сибирский и Алхасовой Л.Э. был заключен договор социального найма жилого помщения *** в отношении квартиры общей площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес", "адрес".
ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ администрацией ЗАТО Сибирский даны ответы о том, что Алхасова Л.Э. с составом семьи в два человека состоит в администрации на учете граждан, желающих выехать на новое место жительства, по состоянию на ДД.ММ.ГГ социальную выплату для приобретения жилого помещения за границами закрытого административного- территориального образования Сибирский Алтайского каря не получали, жилыми помещениями за пределами ЗАТО Сибирский не обеспечивались. На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, заявитель не состоит и ранее не состояла.
ДД.ММ.ГГ ФКУ " "данные изъяты"" Алхасовой Л.Э. выдана справка о том, что она действительно была признана жилищной комиссией войсковой части ***, нуждающейся в получении жилой площади по избранному месту жительства за пределами ЗАТО "Сибирский" (рапорт от ДД.ММ.ГГ). Копию протокола заседания жилищной комиссии войсковой части *** не имеют возможности предоставить, так как, документы, не влияющие на боевую готовность части, согласно инструкции по делопроизводству от ДД.ММ.ГГ *** согласно приказа МО.Р.Ф, не подлежат длительному хранению.
ДД.ММ.ГГ ФКУ "Войсковая часть ***" дан ответ согласно которому в войсковой части *** отсутствуют документально подтвержденные сведения в отношении бывшего военнослужащего войсковой части *** "данные изъяты" Алхасовой Л.Э, о признаии ее жилищной комиссией войсковой части *** нуждающейся в получении жилья в избранном месте жительства после увольнения с военной службы. Справка, зарегистрированная за исходящим номером *** от ДД.ММ.ГГ, подписанная командиром войсковой части *** Ш.А.В, не подписывалась.
В журнале учета военнослужащих и граждан, нуждающихся в получении жилья в избранном месте жительства, Войсковой части ***, сведения об Алхасовой Л.Э. отсутствуют.
ДД.ММ.ГГ ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации А. Л.Э. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку в период прохождения военной службы Алхасова Л.Э. в составе семьи из 2 человек обеспечивалась жильем по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ *** в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: "адрес", "адрес" "адрес" Кроме того, Алхасова Л.Э. утратила право на постановку на учет в качестве нуждающейся в получении жилья, поскольку обратилась в уполномоченный орган министерства обороны российской Федерации с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГ, после утраты статуса военнослужащего.
Не согласившись с данным решением, истец обратилась с иском в суд в котором с учетом уточнения просила признать незаконным бездействие должностных лиц войсковой части *** связанного с реализацией истцом права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, признать незаконным решение ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" от ДД.ММ.ГГ *** об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; признать истца и члена ее семьи - сына А. P.M. нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма; возложить на ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" обязанность принять А. P.M. с членом ее семьи - А. P.M. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с ДД.ММ.ГГ.
В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования просил предоставить жилье по избранному месту жительства.
Определением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ прекращено производство по делу по иску Алхасовой Л.Э. к войсковой части *** о признании бездействия и решения незаконными, признании нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности поставить на учет, в связи с отказом от иска.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 08.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, принять новое.
В обоснование доводов жалобы ссылается на п.7 постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" согласно которому основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Федеральным законом от 22.08.2004 N122-ФЗ в ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" внесены изменения, с ДД.ММ.ГГ с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению жилых помещений и ведению соответствующего учета. Однако иной порядок учета военнослужащих в получении жилья в избранном месте жительства не установлен.
Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80, не предусматривала рассмотрение жилищной комиссией войсковой части заявлений военнослужащих, желающих быть обеспеченными жилыми помещениями по избранному месту жительства.
Истец была уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и имела безусловное право на выбор для проживания любого населенного пункта в Российской Федерации. Однако истец не смогла реализовать свои права по независящим от нее причинам, в связи с изменением правового регулирования по вопросам жилищного обеспечения в период ее увольнения с военной службы, отсутствия механизма реализации права.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ "Войсковая часть ***" просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец Алхасова Л.Э, представитель истца П.Е.Н. доводы жалобы поддержали, представитель ФКУ "Войсковая часть ***"- Ч.А.А. против удовлетворения жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п.п.3,4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения в ФГКУ "Центррегионжилье" истица военнослужащей не являлась, доказательств принятия ее на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в период службы, не представила.
Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Пунктом 3 ст.6 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Порядок реализации военнослужащими права на жилище определяется статьей 15 указанного закона, которая неоднократно претерпевала изменения.
Так, первоначально согласно пункту 2 рассматриваемой статьи было предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также средства, выделяемые для этих целей Правительством Российской Федерации и органами военного управления, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок учета подлежащих увольнению военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 (далее - Правила N 1054).
Согласно подп. "а" п. 6 Правил N1054 нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в числе прочего, по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с подп. "и" п. 7 Правил одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
По смыслу указанных норм, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения.
В силу п.п. 9, 12 Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей, в частности, не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 названных Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Правилами предусмотрен заявительный порядок постановки военнослужащего на учет. Согласно п.п. 13, 14 Правил *** военнослужащие подают рапорт по команде с необходимым перечнем документов не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2005 года, п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 22.11.2016) "О статусе военнослужащих" был изложен в новой редакции, где было указано, что жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
На основании изложенного, в связи с внесением указанных изменений, органы местного самоуправления утратили функции по обеспечению военнослужащих жильем.
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в определении от 14 апреля 2009 года N 2н-9/09 указала, что в связи с внесением в закон указанных изменений нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 г, противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат.
Вместе с тем, другого порядка постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями военнослужащих с 2005 по 2011 год не было принято. Правила признания военнослужащих - граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N512.
Нормы статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в определении от 14.05.2013 N 694-О указал, что в отношении военнослужащих, на которых не распространяются нормы об обеспечении служебным жилым помещением на весь период службы (проходящих службу по контракту, заключенному до 01 января 1998 года) продолжают применяться в части, не противоречащей действующему законодательству, Правила N 1054.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГ Алхасова Л.Э. обращалась к командиру войсковой части *** с рапортом о выборе места жительства после увольнения связи с наступлением предельного возраста пребывания на службе - "адрес" (л.д.120). Кроме того истец обращалась с рапортом о включении ее семьи в список нуждающихся в отселении по избранному месту жительства ДД.ММ.ГГ (л.д.39). На рапортах имеются визы "оформить документы установленным порядком".
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что на момент обращения истца с указанными рапортами, прежний порядок учета военнослужащих в качестве нуждающихся в жилых помещениях утратил силу, а новый не был принят. В связи с этим, несмотря на обращения истца надлежащим образом с рапортами, она по объективным причинам не могла быть поставлена на учет в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, выводы суда о том, что не установлено признание истца нуждающимся в получении жилых помещений, поскольку отсутствует решение жилищной комиссии войсковой части, сведений о ней отсутствуют в журнале учета военнослужащих и граждан, нуждающихся в получении жилья в избранном месте жительства, неправомерны.
Кроме того, Правилами *** не было предусмотрено принятие решения о постановке военнослужащего на учет решением жилищной комиссии воинской части. Такой порядок был установлен Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, прилагаемой к Приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, однако он касается обеспечения военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, в период службы. Истец к такой категории не относилась, поскольку в период службы она была обеспечена жилым помещением. При этом обеспечение военнослужащих жилыми помещениями при увольнении регулируется вышеуказанными специальными нормами.
Согласно пункту 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры); наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам); их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.); если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета; если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
В ходе рассмотрения настоящего дела наличие указанных обстоятельств не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании установлено, что истец была исключена из списков личного состава войсковой части ДД.ММ.ГГ, перед увольнением, ею было указано в рапорте о постановке на учет нуждающихся в получении жилья.
Таким образом, на момент увольнения с военной службы - ДД.ММ.ГГ, заявитель имела право на обеспечение ее жильем по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета, которое ей обязан был предоставить орган местного самоуправления по избранному месту жительства.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 08 октября 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Алхасовой Л. Э. удовлетворить.
Признать незаконным решение ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Признать за Алхасовой Л. Э. право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства совместно с членом ее семьи А.Р.М..
Обязать ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации принять Алхасову Л. Э. с членом семьи А.Р.М, на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, по избранному месту жительства с ДД.ММ.ГГ.
Апелляционную жалобу истца Алхасовой Л. Э. - удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.