Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ковалюк Л.Ю,
судей Романютенко Н.В, Бакланова Е.А,
при секретаре Тенгерековой Л.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административных истцов Х.А.М. и Х.Н.А. на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 17 сентября 2018 года по делу по административному исковому заявлению Х.А.М. и Х.Н.А. к администрации г.Барнаула, Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Бакланова Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Х.А.М. и Х.Н.А. обратились в суд с административным исковым заявлением, требуя признать незаконным бездействие администрации г.Барнаула, Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула (далее - Комитет) по контролю за отловом безнадзорных животных по заявке от 04 июля 2017 года, возложить на административных ответчиков обязанность осуществить мероприятия по отлову безнадзорных животных по указанной заявке. Требования мотивированы тем, что 04 июля 2017 года административными истцами в Комитет подана заявка на отлов безнадзорных животных по адресам: "адрес", и "адрес". Однако меры по отлову животных предприняты не были, в ночь с 10 на 11 сентября 2017 года, а затем с 11 на 12 сентября 2017 года животные проникли на принадлежащую административным истцам территорию, вели себя агрессивно, собаками разодрана домашняя птица. 25 сентября 2017 года административные истцы обратились в Комитет с заявлением о предоставлении информации о принятых мерах по вышеуказанной заявке. Согласно ответу Комитета от ДД.ММ.ГГ *** специализированной организацией БГОО "Ласка" по заявленным адресам осуществлен выезд и установлено, что собаки находятся без привязи на территории базы "Авальман", имеют свободный доступ на соседние территории, с собственниками собак проведена беседа о правилах содержания домашних животных. При этом отлов собак в нарушение положений Санитарных и ветеринарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство", а также требований Порядка отлова и содержания на территории Алтайского края безнадзорных животных осуществлен не был. Оспариваемое бездействие нарушает права административных истцов на жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 07 февраля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 30 мая 2018 года решение суда отменено, дело возвращено в тот же суд на новое рассмотрение.
В ходе нового рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Центрального района г.Барнаула, БГОО "Приют для бездомных собак и кошек "Ласка" (далее - БГОО "Ласка").
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 17 сентября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Х.А.М, Х.Н.А. просят решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что бездействием административных ответчиков по невыполнению отлова безнадзорных животных создается реальная угроза их жизни и здоровью. Выезд на место и беседа с владельцами смежных земельных участков не свидетельствует о надлежащем выполнении возложенной законом обязанности по отлову безнадзорных животных. Вопреки выводу суда, срок на обращение в суд с настоящим административным иском не пропущен.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов Ю.Р.С. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представители администрации города Барнаула Н.О.Г. и Комитета Е.А.В. возражали против удовлетворения жалобы; иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении административного иска к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула, суд первой инстанции исходил из того, что данным органом местного самоуправления не допущено незаконного бездействия по контролю за отловом безнадзорных животных по заявке от 04 июля 2017 года, указав также на пропуск срока обращения с административным иском в суд и отсутствие оснований для его восстановления.
Вместе с тем такие выводы не соответствуют обстоятельствам административного дела.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как усматривается из материалов дела, 04 июля 2017 года Х.Н.А. подана заявка на отлов безнадзорных животных в Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи "адрес".
Согласно представленной телефонограмме от 14 июля 2017 года, адресованной Х.Н.А, административный истец проинформирован по телефону сотрудником БГОО "Ласка" Ф.Н.Ю. о результатах выезда по адресу: "адрес". В соответствии с пояснениями допрошенной в качестве свидетеля в судебном заседании Ф.Е.Е, изначально звонок поступил на её мобильный телефон, затем беседа сотрудника БГОО "Ласка" продолжилась с Х.Н.А, при разговоре уточнялось описание собак.
Таким образом, достоверных доказательств того, что в рамках вышеуказанного телефонного разговора административный истец извещена об осуществлении мероприятий по её заявке от 04 июля 2017 года, не представлено. Кроме того, Х.Н.А. в БГОО "Ласка" не обращалась, соответствующая заявка на отлов безнадзорных животных подана в Комитет, информация от которого по данному вопросу поступила лишь 21 ноября 2017 года.
Следовательно, вывод суда о пропуске срока обращения с административным иском является ошибочным, поскольку об оспариваемом бездействии административным истцам стало известно не ранее 11 сентября 2017 года (дата наступления последствий оспариваемого бездействия), а в последующем 21 ноября 2017 года (дата получения ответа Комитета на заявление о предоставлении информации о принятых мерах по заявке от 04 июля 2017 года), при том, что сведений об информировании заявителей о принятых мерах ранее указанных дат в материалах дела не имеется.
Учитывая, что Х.Н.А, Х.А.М. обратились с административным исковым заявлением 05 декабря 2017 года, у суда первой инстанции не имелось оснований полагать, что административными истцами не были соблюдены сроки, предусмотренные частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 1 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно пункту 2 статьи 2 поименованного Закона полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), определены пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации наряду с решением вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, после внесения в подпункт 49 пункта 2 названной статьи изменений Федеральным законом от 30 марта 2015 года N 64-ФЗ включена организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Согласно пункту 6 вышеназванной статьи законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
В силу пункта 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года N107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по отлову и содержанию безнадзорных животных" органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Алтайского края наделяются государственными полномочиями по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляются в порядке, установленном Правительством Алтайского края.
Согласно пункту 3.38 Положения о Комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 28 марта 2014 года N 284, организация работ по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории города Барнаула возложена на Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула.
В соответствии с Порядком отлова и содержания на территории Алтайского края безнадзорных животных, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 19 января 2016 N 10, (далее - Порядок отлова и содержания безнадзорных животных) под безнадзорными животными понимаются животные (собака, кошка или другое домашнее животное), находящиеся в момент его отлова в общественном месте и оставшееся без надзора человека (людей); под отловом - мероприятия по изъятию безнадзорного животного из общественного места для дальнейшего его помещения в пункт передержки животных.
Согласно пунктам 5, 6 Порядка отлова и содержания безнадзорных животных мероприятия по отлову безнадзорных животных проводят работники юридических лиц (физических лиц), физические лица, оказывающие услуги по отлову безнадзорных животных (далее - "ловцы"), на основании заявок, формируемых органами местного самоуправления, а также обращений физических и юридических лиц. Орган местного самоуправления (ответственное лицо муниципального предприятия) проводит инструктаж ловцов и выдает им удостоверения по установленной органом местного самоуправления форме, которые предъявляются ими по первому требованию.
Отлову подлежат безнадзорные животные, в том числе имеющие средства идентификации (ошейник, учетный знак и пр.). При поступлении в органы местного самоуправления обращений граждан и организаций отлов безнадзорных животных производится незамедлительно.
При этом ловцам запрещается осуществлять отлов, в том числе, безнадзорных животных в жилых помещениях, а также на земельных участках домовладений и в расположенных на них надворных постройках без согласия их собственников или нанимателей; безнадзорных животных на территории организаций без письменного разрешения их руководителей (пункт 10 Порядка отлова и содержания безнадзорных животных).
В 2017 году между Комитетом (заказчиком) и БГОО "Приют для бездомных собак и кошек "ЛАСКА" (подрядчиком) заключен муниципальный контракт N Ф.2017.188412 на выполнение работ, по условиям которого подрядчик обязался собственными силами своевременно выполнить на условиях контракта работы по отлову и содержанию безнадзорных животных (пункт 1.1), место выполнения работ: г.Барнаул, сельские населенные пункты и поселки на территории г.Барнаула, конкретные места определяются в задании/поручении заказчика, а также по поступившим заявкам на телефон диспетчерской службы подрядчика либо в Комитет от граждан и организаций (пункт 1.3).
Согласно пункту 3.1.2 контракта заказчик имеет право проверять в любое время ход и качество выполняемой подрядчиком работы по контракту. В свою очередь, подрядчик обязан предоставлять своевременно достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
В силу пункта 5.1 контракта приемка работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в контракте, производится за месяц.
В пункте 4 технического задания к муниципальному контракту указано, что выполнение работ должно соответствовать требованиям, в том числе постановления Администрации Алтайского края от 19 января 2016 года N 10 "Об утверждении Порядка отлова и содержания на территории Алтайского края безнадзорных животных". Каждая заявка от граждан и организаций подлежит обязательной регистрации подрядчиком и заказчиком в соответствующем журнале. Выполнение работ должно осуществляться на оснований заданий/поручений заказчика и поступивших заявок на телефон диспетчерской службы подрядчика либо на телефон заказчика от граждан и организаций. Подрядчик должен в первую очередь произвести отлов животных по заданию/поручению заказчика. Подрядчик должен прибыть на место производства отлова безнадзорных животных незамедлительно после получения сообщения об обнаружении безнадзорных животных.
Как усматривается из материалов дела, Х.А.М. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: "адрес", "адрес", Х.Н.А. - земельный участок по адресу: "адрес".
04 июля 2017 года Х.Н.А. была подана заявка на отлов безнадзорных животных в Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула, которая зарегистрирована в установленном порядке.
В тот же день Комитетом поручено БГООО "Ласка" выполнить отлов безнадзорных животных по поступившим заявкам согласно приложению: выписке из журнала регистрации обращений по отлову безнадзорных животных. К поручению представлена выписка из журнала с указанием обратившегося лица, его контактного телефона, адреса место обитания безнадзорных животных, количества животных, указанием на срочность выезда.
В ответе БГОО "Ласка" на поручение, предоставленном в Комитет по итогам работ по отлову безнадзорных животных по поступившим заявкам за июль 2017 года, по заявке Х.Н.А. сообщено, что собаки обитают на территории базы "Авальман", указано о проведении беседы.
13 сентября 2018 года в материалы дела по запросу суда представлена информация из БГОО "Ласка", согласно которой по поручению Комитета от ДД.ММ.ГГ *** ловец Ф.Н.Ю. выезжала два раза - ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ (повторно). Собак по адресу: "адрес", обнаружено не было. При выездах осматривался не только адрес заявителя, но и ближайшие "адрес" и пос. "адрес", бездомных собак также не обнаружено. По словам местных жителей, несколько собак находились без привязи и кормились работниками базы "Авальман", собаки имели доступ на смежные территории. Во время выездов на базе "Авальман" собаки также не обнаружены, проведена беседа с работниками и администратором о правилах содержания животных. О результатах выездов Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи и "адрес" был проинформирован в ответах на поручения за июль 2017 года.
К данной информации приложена копия выписки из журнала заявок/поручений от 16 июля 2018 года, адресованная председателю Комитета, касающаяся отработанной заявки от 04 июля 2017 года.
11 сентября 2017 года административные истцы обратились в отдел полиции по "адрес" УМВД России по "адрес", сообщив о том, что стая бродячих собак ночью 11 сентября 2017 года загрызла домашнюю птицу. Дознаватель отдела полиции, вышедший по адресу: "адрес", установилданный факт и составил протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГ.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судебной коллегией применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают, что Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи "адрес" уполномочен на организацию работ по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории "адрес". Работы осуществляются Комитетом в соответствии с Порядком отлова и содержания на территории Алтайского края безнадзорных животных, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 19 января 2016 N 10, согласно которому при поступлении в органы местного самоуправления обращений граждан и организаций отлов безнадзорных животных производится незамедлительно. Данное положение отражено также в техническом задании к муниципальному контракту N Ф.2017.188412, заключенному между Комитетом и БГОО "Ласка".
Однако из представленных доказательств следует, что сотрудник подрядчика БГОО "Ласка" выезжал по поручению заказчика от ДД.ММ.ГГ *** лишь 06 июля 2017 года и 14 июля 2017 года. При этом Комитет, имеющий право проверять в любое время ход и качество выполняемой работы по контракту, каких-либо мероприятий по осуществлению контроля за исполнением БГОО "Ласка" соответствующего поручения не предпринял.
Изложенное свидетельствует о ненадлежащем выполнении переданных Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула государственных полномочий по организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории г.Барнаула, выразившееся в неосуществлении контроля за отловом безнадзорных животных по соответствующей заявке от 04 июля 2017 года.
При таком положении у суда первой инстанции отсутствовали основания полагать, что Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула не допущено незаконного бездействия в оспариваемой в части.
Вместе с тем, разрешая административные исковые требования о признании незаконным бездействия администрации г.Барнаула, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на данный орган местного самоуправления не возложены полномочия по организации работ по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории г.Барнаула, в связи с чем, правомерно отказа в административном иске к данному административном ответчику.
При установленных по делу обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части отказа в признании незаконным бездействия Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула по контролю за отловом безнадзорных животных по заявке от 04 июля 2017 года с принятием в этой части нового решения о признании незаконным указанного бездействия.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 17 сентября 2018 года в части отказа в признании незаконным бездействия Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула по контролю за отловом безнадзорных животных по заявке от 04 июля 2017 года отменить, принять по делу в этой части новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Признать незаконным бездействие Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула по контролю за отловом безнадзорных животных по заявке от 04 июля 2017 года.
В остальной части это же решение суда без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.