И.о. заместителя председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Бобровский лесокомбинат" - Безугляк В. В.ча на вступившие в законную силу решение судьи Алтайского краевого суда от 29 мая 2018 года, решение судьи Новоалтайского городского суда Алтайского края от 3 апреля 2018 года по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Бобровский лесокомбинат" на постановление заместителя начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Текутьева А. А.ча от 1 февраля 2018 года, которым
общество с ограниченной ответственностью "Бобровский лесокомбинат", юридический адрес: Алтайский край, Первомайский район, с.Бобровка, ул.Ленина, д.36, ИНН: 2263023354, ОГРН: 1052200822673,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 18 января 2018 года, составленному заместителем начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Текутьевым А.А, 21 декабря 2017 года в 18 часов общество с ограниченной ответственностью "Бобровский лесокомбинат" (далее - ООО "Бобровский лесокомбинат") по адресу: Алтайский край, Первомайский район, с.Бобровка, ул.Ленина, д.36, осуществило погрузку груза в транспортное средство "MAN F 2000", государственный регистрационный знак ***, с полуприцепом "OVERLANDER TRT36ES", государственный регистрационный знак ***, под управлением водителя Ф.И.О. 1 с превышением допустимой нагрузки на вторую ось транспортного средства на 6,2% (0,62 т) без специального разрешения, тем самым нарушив требования пунктов 9, 12 статьи 11 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта), Приложения N 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 (далее - Правила).
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Решением судьи Новоалтайского городского суда Алтайского края от 3 апреля 2018 года постановление оставлено без изменения, жалоба ООО "Бобровский лесокомбинат" - без удовлетворения.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 29 мая 2018 года постановление должностного лица, решение судьи районного суда оставлены без изменения, жалоба защитника ООО "Бобровский лесокомбинат" - Безугляк В.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, защитник ООО "Бобровский лесокомбинат" - Безугляк В.В. просит отменить вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что нарушены принципы презумпции невиновности, а также полноты и всесторонности рассмотрения; ООО "Бобровский лесокомбинат" погрузку груза в транспортное средство не осуществляло, ярлык на перевозку лесопродукции и сопроводительный документ на транспортировку древесины данный факт не подтверждают, притом что транспортная накладная установленной формы в материалах дела отсутствует; должностные лица Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) не имеют полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и рассмотрение дела в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации.
Проверив материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения) превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, перевозка тяжеловесных грузов должна осуществляться в соответствии со специальными правилами.
Согласно части 15 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении.
В соответствии с пунктом 9 статьи 11 Устава автомобильного транспорта погрузка грузов в транспортное средство, контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозок грузов и их сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.
В силу пункта 12 статьи 11 Устава автомобильного транспорта юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272.
В соответствии с пунктом 5 Правил в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения, под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
В Приложении N 2 к Правилам в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения, определены допустимые осевые нагрузки транспортных средств, превышение которых позволяет отнести транспортное средство к тяжеловесным.
Согласно указанному приложению для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 т/ось, с одиночным расположением осей транспортного средства, расстояние между которыми свыше 2,5 м, допустимая осевая нагрузка колесных транспортных средств составляет для двускатных колес - 10 т.
Как следует из материалов дела, в результате взвешивания вышеуказанного транспортного средства, перевозившего груз, выявлено превышение предельно допустимой нагрузки на вторую ось на 0,62 т (6,2 %).
Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 18 января 2018 года, актом осмотра (рапортом) от 21 декабря 2017 года, протоколом об административном правонарушении от 21 декабря 2017 года в отношении Ф.И.О. 1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением государственного инспектора Управления Кашперова В.М. от 21 декабря 2017 года в отношении Ф.И.О. 1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, письменным объяснением Ф.И.О. 1 от 21 декабря 2017 года, копиями ярлыка на вывозку лесопродукции от 21 декабря 2017 года N 016997, сопроводительного документа на транспортировку древесины от 21 декабря 2017 года N 164, актом о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 21 декабря 2017 года N 2341, актом измерения и проверки параметров автотранспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов, от 21 декабря 2017 года N 17655966, копиями свидетельства СП N 1716140 от 3 августа 2017 года о поверке средства измерения - "Система измерений параметров автомобильных транспортных средств "Unicam WIM, 52647-13", заводской номер CAM 15003923, действительного до 2 августа 2018 года, свидетельства N 172093 от 12 декабря 2017 года о поверке средства измерения - "Рулетка измерительная "Энкор", заводской номер 37, действительного до 11 декабря 2018 года, свидетельства N 9-22402 от 6 декабря 2017 года о поверке средства измерения "Весы автомобильные "ВА-20П", заводской номер 42314, действительного до 5 декабря 2018 года, протоколом о задержании транспортного средства от 21 декабря 2017 года, протоколом о прекращении задержании транспортного средства от 22 декабря 2017 года, оцененными должностным лицом и судьями по своему внутреннему
убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
С учетом изложенного вывод должностного лица и судей о наличии в действиях ООО "Бобровский лесокомбинат" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Довод жалобы о том, что ООО "Бобровский лесокомбинат" погрузку груза не осуществляло со ссылкой на отсутствие в материалах дела транспортной накладной установленной формы, несостоятелен.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, осуществившее погрузку груза в транспортное средство.
Факт погрузки груза именно ООО "Бобровский лесокомбинат" подтверждается материалами дела, в том числе письменным объяснением Ф.И.О. 1 от 21 декабря 2017 года, копиями ярлыка на вывозку лесопродукции от 21 декабря 2017 года N 016997, сопроводительного документа на транспортировку древесины от 21 декабря 2017 года N 164, в которой данное общество указано в качестве грузоотправителя.
Довод заявителя о том, что должностные лица Управления не имеют полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и рассмотрение дела в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, ошибочен.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действовавшей в момент производства по данному делу, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 названного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 1 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 398, (далее - Положение) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
В силу пункта 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктами 1, 6.1 Положения о Южно-Сибирском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 27 июня 2017 года N ВБ-539фс, Южно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) является территориальным органом межрегионального уровня федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Алтайского края, Республики Алтай и Кемеровской области. Управление осуществляет в случае и в порядке, установленных законодательством, иными нормативными актами Российской Федерации, государственный контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте и иную, связанную с транспортным процессом и в сфере дорожного хозяйства деятельность, установленных федеральными законами, другими нормативными актами Российской Федерации требований, в том числе международных договоров.
Таким образом, должностные лица Управления наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и рассмотрению данных дел.
Всем доказательствам должностным лицом и судьями дана надлежащая оценка с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.
Противоречий по делу, которые в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу ООО "Бобровский лесокомбинат", не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Законность и обоснованность постановления должностного лица проверены судьями городского и краевого судов в полном объеме в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом доводов жалобы заявителя.
При производстве по настоящему делу существенных нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых по делу судебных актов, не допущено.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Новоалтайского городского суда Алтайского края от 3 апреля 2018 года, решение судьи Алтайского краевого суда от 29 мая 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Бобровский лесокомбинат" - Безугляк В. В.ча - без удовлетворения.
И.о. заместителя председателя
Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.