Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Голубевой И.В,
судей Латыповой З.Г, Пономаревой Л.Х,
при секретаре Насырове Р.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ушановой Ф.С. на решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 22 ноября 2018 г, которым постановлено:
исковые требования Ушановой Ф.С. к ГУ УПФ Российской Федерации в Баймакском районе и городе Баймак Республики Башкортостан о назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить частично.
Обязать ГУ УПФ Российской Федерации в Баймакском районе и городе Баймак Республики Башкортостан засчитать Ушановой Ф.С. в специальный стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии нахождения на курсах (усовершенствования) повышения квалификации с дата по дата
В остальной части исковых требований Ушановой Ф.С. в удовлетворении отказать.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х, судебная коллегия
установила:
Ушанова Ф.С. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ Российской Федерации в Баймакском районе и городе Баймак Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого просит Ушанова Ф.С. по мотиву незаконности и необоснованности принятого решения. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, указывая на то, что судом необоснованно не включены в специальный стаж периоды ее работы с дата по дата фельдшером по приему вызовов СМП Баймакской ЦГБ и с дата по дата фельдшером по приему вызовов и передачи их выездным бригадам СМП Баймакской ЦГБ.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
В части удовлетворения исковых требований Ушановой Ф.С. о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, решение суда не обжалуется, в связи с чем не является предметом проверки судебной коллегии.
Изучив материалы дела, выслушав Ушанову Ф.С, представителя ГУ УПФ Российской Федерации в Баймакском районе и городе Баймак Республики Башкортостан Хажину Г.Р, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела, дата истец обратилась в ГУ УПФ Российской Федерации в Баймакском районе и городе Баймак Республики Башкортостан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.
Решением ГУ УПФ Российской Федерации в Баймакском районе и городе Баймак Республики Башкортостан от дата истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. Как следует из названного решения, учтенный пенсионным органом специальный стаж работы истца на момент ее обращения за назначением пенсии составил 14 лет 5 месяцев 12 дней при требуемом 30 лет, при этом в специальный стаж не включены периоды ее работы с дата по дата фельдшером по приему вызовов СМП Баймакской ЦГБ и с дата по дата фельдшером по приему вызовов и передачи их выездным бригадам СМП Баймакской ЦГБ.
Отказывая в удовлетворении иска Ушановой Ф.С. о включении в специальный стаж спорных периодов ее работы фельдшером по приему вызовов СМП, фельдшером по приему вызовов и передачи их выездным бригадам СМП Баймакской ЦГБ, суд первой инстанции исходил из того, что наименование должности, в которой работала истец в указанный период, не предусмотрено Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они не противоречат положениям закона, регулирующим спорные правоотношения, и соответствует установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Закон N 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 г, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Пунктами 1 и 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список N 781), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Таким образом, в силу приведенного нормативного регулирования периоды работы засчитываются в специальный стаж в целях назначения досрочной пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, если работа осуществлялась в учреждении и в должности, предусмотренных Списком N 781.
В соответствии со Списком N 781 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы в должностях медицинской сестры приемного отделения (приемного покоя), фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер, фельдшер (медицинская сестра) больниц всех наименований.
Периоды работы в должности фельдшера по приему и передаче вызовов бригадам скорой помощи отделения скорой медицинской помощи, как подлежащие зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в Списке N 781 не названы.
Доводы истца о том, что в обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов входит, в том числе, оказание медицинской помощи, обоснованно признаны судом несостоятельными.
Действующее законодательство, как и пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", не предусматривают возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, нежели той, в которой работал гражданин. В судебном порядке может быть установлена лишь тождественность выполняемых функций по должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное Списками или Перечнем, наименованию должности, содержащемуся в Списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.
То есть, если гражданин работал в должности, наименование которой соответствует наименованию должности, указанному в Тарифно-квалификационных справочниках (ЕТКС), Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих, то оснований устанавливать тождественность данной должности другой должности, работа в которой дает право на льготное пенсионное обеспечение, наименование которой также предусмотрено этими справочником и классификатором, не имеется.
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом лишь в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранениях (приложение N 3 к Приказу Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения"), действовавшей до 01.12.2008, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н, а также действующей в настоящее время Номенклатурой медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, предусмотрены должности фельдшера и фельдшера по приему и передаче вызовов и передаче их выездным бригадам.
Таким образом, должности фельдшер и фельдшер по приему и передаче вызовов и передаче их выездным бригадам являются различными должностями.
По изложенным мотивам суд правомерно не входил в обсуждение вопроса о тождестве фактически занимаемой истцом в спорный период должности фельдшера по приему и передаче вызовов и передаче их выездным бригадам и предусмотренной Списком N 781 должности фельдшера.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" утверждено Положение о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, в котором отражены основные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи. Эти обязанности сводятся к осуществлению информационного взаимодействия с населением, с выездными бригадами, оперативными службами, а также к осуществлению оперативного руководства всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания.
Поскольку без включения спорного периода работы истца в должности фельдшера по приему и передаче вызовов и передаче их выездным бригадам у нее как на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, так и на дату рассмотрения дела судом первой инстанции отсутствовала необходимая для назначения пенсии продолжительность специального стажа, суд обоснованно отказал и в удовлетворении иска Ушановой Ф.С. о возложении на ГУ УПФ Российской Федерации в Баймакском районе и городе Баймак Республики Башкортостан обязанности назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с дата.
Устанавливая в Федеральном законе "О страховых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с продолжительным неблагоприятным воздействием на организм различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность должна давать право на соответствующие льготы, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда, зависит от вида и профиля деятельности соответствующей организации и относится к компетенции органов исполнительной власти.
Утверждаемые Правительством Российской Федерации Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости ранее достижения общеустановленного возраста, в том числе в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, конкретизируют положения данного Федерального закона, обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежит оценка характера труда, функциональных обязанностей лиц, работающих в учреждениях здравоохранения на разных должностях, что не является ограничением прав граждан на пенсионное обеспечение.
Выполнение истцом в спорный период работы в должности, не предусмотренной Списком N 781, исключает возможность зачета такой работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, нуждались в проверке и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 22 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ушановой Ф.С.- без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Голубева
Судьи З.Г. Латыпова
Л.Х. Пономарева
Справка: судья Янтилина Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.