Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Турумтаевой Г.Я,
судей Науширбановой З.А. и Фроловой Т.Е.
при секретаре Шакировой Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гизатуллиной Зульхиды Раисовны к администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконными и отмене Распоряжения главы администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 388р от 29 марта 2018 г. и ответа администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 30 марта 2018 г.; восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма,
по апелляционной жалобе Гизатуллиной З.Р. на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 сентября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фроловой Т.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гизатуллина З.Р. обратилась в суд с иском к администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконными и отмене Распоряжения главы администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 388р от 29 марта 2018 г. и ответа администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 30 марта 2018 г.; восстановлении ее на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указала, что она и ее несовершеннолетний сын Г. дата года рождения зарегистрированы и проживают в коммунальной квартире по адресу адрес.
Распоряжением главы администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 1430 от 19 июля 2013 г. истица была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
По утверждению истицы, Распоряжением главы администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 388р от 29 марта 2018 г. она была с данного учета снята в отсутствие на то законных оснований.
Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 сентября 2018 г. в удовлетворении исковых требований Гизатуллиной З.Р. было отказано.
В апелляционной жалобе Гизатуллина З.Р. просит приведенное решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам искового заявления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание представители сторон не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В силу статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, в частности, утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 8 июня 2006 г. N 12/22 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа город Уфа РБ" установлена учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, менее 12 кв. м общей площади на одного человека.
Разрешая спор, суд, правильно сославшись на приведенные выше нормы права, установил, что Гизатуллина З.Р. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, в связи с чем пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истицей требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что Распоряжением главы администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 1430 от 19 июля 2013 г. Гизатуллина З.Р. с учетом наличия у нее несовершеннолетнего сына Г. дата года рождения принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по категории "малоимущая семья" (л.д. 5, 8, 33).
Распоряжением главы администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 388р от 29 марта 2018 г. истица была с данного учета снята в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 5).
Проверяя правомерность данного Распоряжения, суд установил, что истица и ее сын зарегистрированы и проживают в двухкомнатной коммунальной квартире жилой площадью 46,6 кв.м. по адресу адрес, занимают жилую комнату площадью 18 кв.м, с 30 июля 2012 г. принадлежащую им на праве общей долевой собственности (по ? доле каждому) (л.д. 7,9, 17-23, 25).
Владельцем второй жилой комнаты площадью 10,7 кв.м. является администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (л.д. 5).
Соответственно, Гизатуллина З.Р. с местами общего пользования коммунальной квартиры занимает 29,23 кв.м. ((46,60- (18+10,70)):28,70*18+18=29,23 кв.м).
Изложенное свидетельствует о том, что Гизатуллина З.Р. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи 14,61 кв.м. (29,23 : 2-14,61 кв.м.) то есть более учетной нормы.
Оценив данные обстоятельства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истицей требований.
С данным решением судебная коллегия соглашается, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам искового заявления, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, являлись предметом подробного исследования суда первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия полагает возможным согласиться.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гизатуллиной З.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Я. Турумтаева
Судьи: З.А. Науширбанова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Д.И. Мустафина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.