Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего
Юлдашева Р.Х,
членов президиума
Иващенко В.Г, Усмановой Р.Р,
Шакирова Р.С, Леонтьева С.А,
Васильевой Е.Г, Канбекова И.З.
при секретаре
Ахтямовой Э.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Автономной некоммерческой организации Общество защиты прав жильцов "Правоград" в интересах Н.В.А. к открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" о защите прав потребителя,
переданное определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Каримовой Ф.М. от 26 декабря 2018 г,
по поступившей в суд кассационной инстанции 25 октября 2018 г. кассационной жалобе представителя открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" П.О.В. на решение мирового судьи судебного участка N 11 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан, от 18 апреля 2018 г. и апелляционное определение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 июля 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Каримовой Ф.М, выслушав представителя открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" М.Н.А, поддержавшую доводы жалобы, представителя Автономной некоммерческой организации Общество защиты прав жильцов "Правоград" Б.В.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, президиум Верховного Суда Республики Башкортостан
установил:
Автономная некоммерческая организация Общество защиты прав жильцов "Правоград" (далее - Правоград) в интересах Н.В.А. обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - УЖХ) о защите прав потребителя, указав в обоснование, что Н.В.А. является нанимателем квартиры по адресу: адрес, своевременно и регулярно вносит плату за содержание и эксплуатацию многоквартирного дома и поставляемые ему коммунальные услуги, таким образом, участвует в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования, мест общего пользования и содержания придомовой территории. Управление многоквартирным домом истца возложено на УЖХ. Ответчик выполняет работы по управлению, содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставляет коммунальные услуги ненадлежащего качества. Ненадлежащее исполнение выразилось в том, что в квартире истца в период с 23 января 2018 г. по настоящее время холодные батареи, а температура в квартире ниже нормативной. 23 января 2018 г. была зафиксирована жалоба Н.В.А. в адрес управляющей компании с просьбой привести температурный режим в жилом помещении согласно нормативам. Однако управляющей организацией указанные нарушения не были зафиксированы путем обязательного составления акта в установленный законом срок, из-за чего Н.В.А. в тот же день был самостоятельно составлен такой акт. 9 февраля 2018 г. в адрес управляющей организации была направлена претензия, полученная 13 февраля 2018 г. и оставленная без удовлетворения.
Правоград просил взыскать с ответчика в пользу Н.В.А. денежные средства, уплаченные в счет коммунальной услуги "отопление", в размере 10 712, 60 рублей, неустойку, моральный вред, штраф и судебные расходы.
Определением мирового судьи судебного участка N 6, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан, от 02 апреля 2018 г. к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ - 67".
Решением мирового судьи судебного участка N 11 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан, от 18 апреля 2018 г. исковые требования удовлетворены частично, постановлено взыскать с УЖХ в пользу Н.В.А. денежные средства, уплаченные в счет оплаты коммунальной услуги "отопление", в размере 10 712, 60 рублей, неустойку - 10 000 рублей, штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя - 10 356, 30 рублей, компенсацию морального вреда - 500 рублей, расходы по юридическим услугам - 4 000 рублей, расходы на услуги специалиста по выезду, фиксации нарушений в области жилищно-коммунального хозяйства и оформлению актов - 2 000 рублей, почтовые расходы - 940 рублей, расходы по оплате копировальных услуг -560 рублей, в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 887, 38 рублей.
25
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 июля 2018 г. решение мирового судьи изменено в части взыскания сумм, оплаченных за коммунальную услугу "отопление", и штрафа, отменено в части взыскания неустойки, в этой части принято новое решение, которым постановлено взыскать с УЖХ в пользу Н.В.А. сумму, оплаченную за жилищно-коммунальную услугу "отопление", в размере 6 765, 85 рублей, штраф в размере 3 382, 92 рубля.
В удовлетворении требования Н.В.А. к УЖХ о взыскании неустойки отказано.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель УЖХ П.О.В. просит отменить принятые по делу судебные постановления в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права, указывая на то, что судом неверно произведено взыскание денежных средств за оказание услуг ненадлежащего качества, действующим законодательством предусмотрено только уменьшение (снижение), перерасчёт коммунальных платежей, но никак не взыскание денежных средств. Истцом не представлены доказательства оказания ненадлежащего качества коммунальных услуг. При этом представленный акт проверки замеров температуры воздуха не может быть принят во внимание, поскольку составлен ненадлежащим образом и не может являться основанием для проведения исполнителем коммунальных услуг перерасчета.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы определением судьи Каримовой Ф.М. от 26 декабря 2018 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания президиума Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом.
На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации президиум Верховного Суда Республики Башкортостан считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, президиум Верховного Суда Республики Башкортостан приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего спора судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Н.В.А. на основании договора найма жилого помещения от 31 января 1999 г. является нанимателем жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: адрес.
В период с 2017 по 23 января 2018 г. управляющей организацией жилого дома истца является УЖХ.
23 января 2018 г. истец обратился в УЖХ с заявкой о необходимости проведения измерения температуры воздуха в квартире, поскольку считает ее ниже нормы.
Однако управляющей организацией замеры температуры воздуха в квартире не отобраны, в связи с чем истцом привлечены специалисты ООО "Экспертный центр "Правоград", 23 января 2018 г. в 13.00 часов прибором - термометром ртутным стеклянным лабораторным ТЛ-4 произведены замеры температуры воздуха в квартире истца, согласно которым температура в комнате N1 (угловая) составила (17 °С), в комнате N2 (19 °С), в комнате N3 (19 °С), на кухне (16 °С). При этом на момент проведения проверки температура наружного воздуха составила (- 7 °С).
Как следует из платежного документа для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг за январь 2018 г, плата за услугу "отопление" составила 1 882,14 рублей, всего к оплате 6 009,50 рублей.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, мировой судья сослался на то, что замерами температуры воздуха, произведенными представителем ООО "Экспертный центр "Правоград", установлено оказание истцу услуги "отопление" ненадлежащего качества.
Не соглашаясь с выводами мирового судьи в части взысканных сумм за услугу "отопление" и неустойки, суд апелляционной инстанции указал, что по состоянию на 21 февраля 2018 г. ответчиком недостатки устранены, истцу предоставлена услуга надлежащего качества, соответственно, сумма, уплаченная истцом в счет оплаты коммунальной услуги "отопление", составит 6 765, 85 рублей, по формуле: 2,85x30 (количество дней с 23 января 2018 по 21 февраля 2018 г.) х 1 978, 32 х 4.
Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан не может согласиться с приведенными выводами судебных инстанций на основании следующего.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании части 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Пунктом 32 пп. "д" указанных Правил предусмотрено, что потребитель вправе требовать изменения платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В силу требований статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пп. "в" п. 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления (пп. "е" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 98 Правил N 354 при предоставлении потребителю в жилом помещении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Пунктом 103 Правил предусмотрено, что если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
Пункт 105 Правил устанавливает, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. По окончании проверки составляется акт проверки (п.п. 108, 109 Правил).
В соответствии с пунктом 110(1) Правил в случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.
Буквальное толкование приведенных норм действующего жилищного законодательства свидетельствует о том, что единственным доказательством, отвечающим требованиям относимости и допустимости, является акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании коммунальных услуг, который служит основанием для проведения исполнителем коммунальных услуг перерасчета.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Согласно пункту 101 раздела IХ Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Пункт 157 Правил предусматривает, что при предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей, Закон), в том числе, в случае, если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении N 1 к Правилам.
Согласно Приложению 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг отопление должно обеспечивать температуру в жилых помещениях - не ниже + 18 °C (в угловых комнатах - + 20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже + 20 °C (в угловых комнатах - + 22 °C).
В соответствии с разъяснениями вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации) (п. 20).
Выводы судебных инстанций о взыскании денежных средств за оказание услуг "отопление" ненадлежащего качества противоречат вышеприведенным положениям жилищного законодательства, а также Постановлению Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", Постановлению Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Таким образом, у судов нижестоящих инстанций не имелось оснований для взыскания денежных средств, поскольку вышеприведенными нормами предусмотрен иной порядок восстановления нарушенного права при оказании коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан находит, что допущенные судами нарушения являются существенными, без устранения которых невозможны защита и восстановление нарушенных прав заявителя, в связи с чем принятые по делу судебные постановления подлежат отмене с направлением дела мировому судье на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить все доводы сторон и принять законное и обоснованное судебное постановление.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Верховного Суда Республики Башкортостан
постановил:
решение мирового судьи судебного участка N 11 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан, от 18 апреля 2018 года и апелляционное определение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 июля 2018 года отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 2 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.