Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Савельевой Т.Ю.
судей
Грибиненко Н.Н, Яшиной И.В,
при секретаре
Усковой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ильинова Михаила Дмитриевича на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июня 2018 года по делу N 2-903/2018 по иску Ильинова Михаила Дмитриевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об обязании исключить из ЕГРН сведения относительного местоположения границ земельного участка.
Заслушав доклад судьи Савельевой Т.Ю, выслушав объяснения представителя истца Ильинова М.Д. - Щуклина С.Д, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу" - Серова А.С, представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Сорока Н.Ю, возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Ильинов М.Д. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу" (далее ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее Управление Росреестра по Санкт-Петербургу), в котором просил исключить из ЕГРН сведения относительно местоположения границ земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" на основании договора купли-продажи N Д-2-483 от 24 марта 2000 года. С целью уточнения местоположения границ земельного участка осенью 2015 года истцом был составлен межевой план.
Ссылаясь на составленный по его инициативе межевой план, 26 октября 2015 года истец обратился в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу" с заявлением об осуществлении кадастрового учета.
Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу" от 09 ноября 2015 года истцу отказано в учете изменений объекта недвижимости со ссылкой на то, что изменение описания местоположения границ земельных участков не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ. Указано на то, что земельный участок прошел в установленном порядке государственный кадастровый учет и в ГКН имеются сведения о координатах характерных точек границ земельного участка. Вместе с тем, на запрос истца от 20 августа 2015 года уведомлением от 25 августа 2015 года ответчик сообщил истцу, что межевой план на принадлежащий ему земельный участок отсутствует.
Ссылаясь на то, что местоположение границ участка истца было определено без его участия, вследствие чего указанные границы были определены неверно, а истец лишен права на уточнение границ участка, предоставленного ему Законом о кадастре, Ильинов М.Д. обратился в суд с настоящим иском.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июня 2018 года в удовлетворении исковых требований Ильинову М.Д. отказано.
В апелляционной жалобе истец Ильинов М.Д. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Истец Ильинов М.Д. в судебное заседание не явился, в порядке статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации направил в суд своего представителя.
Представитель третьего лица Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, извещенный о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 106, 110), в заседание суда апелляционной инстанции не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ).
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ильинов М.Д. является собственником земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" на основании договора купли-продажи N Д-2-483 от 24 марта 2000 года.
Земельный участок по вышеуказанному адресу площадью 1 217 кв.м принадлежал Стаханову Г.А. на основании свидетельства о праве собственности на землю серии СПб N 026540, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга 04 февраля 1999 года, о чем 11 февраля 1999 года ГУЮ "ГБР" была внесена соответствующая запись в реестр прав.
В дальнейшем в результате землеустроительных работ произведено уточнение характеристик земельного участка, его площадь увеличена с 1 217 кв.м до 1 530 кв.м. План границ земельного участка, на основании которого предыдущему собственнику Стаханову Г.А. было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью 1 530 кв.м, составленный геодезистом-оператором 06 ноября 1998 года, утвержден начальником Управления государственного надзора 30 декабря 1998 года и содержит описание границ земельного участка площадью 1 530 кв.м (свидетельство о праве собственности на землю от 04 февраля 1999 года).
Как следует из материалов дела, при обращении Ильинова М.Д. 07 апреля 2000 года в ГУЮ "ГБР" с заявлением о регистрации права частной собственности в качестве правоустанавливающего документа им был представлен договор от 24 марта 2000 года, план границ земельного участка с кадастровым N.., составленный геодезистом-оператором 07 июня 1999 года и утвержденный начальником Управления государственного земельного надзора 16 июня 1999 года, содержащий описание местоположения границ.
26 октября 2015 года, ссылаясь на составленный по его инициативе межевой план, истец обратился в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу" с заявлением об осуществлении кадастрового учета.
Решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу" от 09 ноября 2015 года истцу отказано в учете изменений объекта недвижимости со ссылкой на то, что изменение описания местоположения границ земельных участков не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ. Указано на то, что земельный участок прошел в установленном порядке государственный кадастровый учет и в ГКН имеются сведения о координатах характерных точек границ земельного участка.
Разрешая по существу заявленный спор, суд первой инстанции, учитывая нормы Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденного Постановление Правительства РФ от 25августа 1992 года N 622, действовавшего на момент постановки на учет земельного участка и изменения его характеристик, установив, что местоположение границ земельного участка было определено еще до перехода права собственности к истцу, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд согласился с доводами ответчика о том, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку по существу требования об обязании органа кадастрового учета произвести какие-либо действия являются производными от требований о признании незаконными действий (бездействия) либо решений Управления, которые подлежат рассмотрению а порядке установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25августа 1992 года N 622, действовавшего на момент постановки на учет земельного участка и изменения его характеристик, сведения о правовом положении земельных участков отражаются в государственной кадастровой книге земель и содержат данные об объектах и субъектах земельной собственности, землевладения, землепользования и аренды земли, целевом назначении земельных участков, режиме их использования. Регистрация данных производится на основании решений соответствующих органов о предоставлении земель в собственность, владение, пользование и аренду после уточнения границ участков в натуре, оформления и выдачи документов.
Как усматривается из материалов дела, план границ земельного участка, на основании которого предыдущему собственнику Стаханову Г.А. было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью 1 530 кв.м, составленный геодезистом-оператором 06 ноября 1998 года, утвержден начальником Управления государственного надзора 30 декабря 1998 года и содержит описание границ земельного участка с площадью 1 530 кв.м. (л.д. 175, том 1)
Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается, что границы указанного земельного участка были установлены еще до перехода права собственности на него к истцу.
Доводы апелляционной жалобы со ссылками на п. 10 ст. 22 ФЗ N 218 -ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" о том, что при уточнении границ земельного участка должно учитываться фактическое землепользование, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Подпунктом 32 пункта 1 статьи 26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 10 статьи 22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков регламентированы в статье 43 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Пунктом 1 указанной нормы права предусмотрено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Из приведенной нормы следует, что местоположение установленных границ земельного участка может быть уточнено только в определенных случаях: отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка (ранее учтенные земельные участки - часть 4 статьи 69 Закона о государственной регистрации прав); если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью, ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности; при внесении изменений по итогам рассмотрения спора по границам, исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе реестровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
Таких оснований в данном случае не установлено, в связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы процедуру уточнения границ земельного участка к рассматриваемому случаю применить нельзя.
Правильным по существу является и вывод суда о том, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного, по его мнению, права.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ порядке (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ).
При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (п. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ).
Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, предусмотрено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
Таким образом, в случае если истец не согласен с вышеуказанным решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу" от 09 ноября 2015 года, которым ему отказано в учете изменений объекта недвижимости он не лишен права обжаловать его в предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации порядке.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом. Однако этот выбор является правомерным только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса истца. При этом обязательным условием является наличие нарушений прав и законных интересов истца.
При таких обстоятельствах при несоблюдения административного порядка, предусмотренного для внесения изменений в ЕГРН, исковые требования также не могут быть удовлетворены.
Вместе с тем, с выводом суда о том, что Управление Росреестра по Санкт-Петербургу является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия согласиться не может.
С 01 января 2017 года вступил в законную силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (п. 4 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Таким образом, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав отнесены к исключительной компетенции органа регистрации - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальным органам, которым на территории Санкт-Петербурга является Управление Росреестра по Санкт-Петербургу.
Поскольку вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является верным, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права в указанной части не повлияло на исход дела, судебная коллегия считает, что основания для отмены или изменения решения районного суда отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы истца по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, не содержат юридически значимых обстоятельств, не учтенных судом при вынесении решения по делу, на законность выводов суда не влияют, основаны на ошибочном понимании норм материального и процессуального права, а потому не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного постановления.
В связи с изложенным, обжалуемое решение следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильинова Михаила Дмитриевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.